– Почему сегодня особое значение имеет историческое знание? В чем важность проекта?
– Одна из важнейших задач Русского географического общества не только в популяризации знаний, но и в привлечении молодежи к знанию, чтобы они сами участвовали в творческом процессе. Мы в этом ключе и работаем: будем привлекать молодежь, чтобы они видели, каким образом добываются знания.
С другой стороны, мы проводим краеведческую работу, то есть изучаем историю родного края. Если мы прекратим говорить о патриотизме, стуча себя кулаком в грудь, а начнем воспитывать патриотов, то мы должны им показать, чем должны гордиться, почему так трепетно относимся к своей Родине. Если это будут знать и понимать дети, то, значит, вырастут патриоты.
Как говорил выдающийся российский археолог и историк Иван Егорович Забелин, «наше русское возделывание истории находится от древних совсем на другом, на противоположном конце. Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах – идеалах не смеем и помышлять. Идеального в своей истории мы не допускаем. Какие у нас были идеалы, а тем паче герои! Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так далее. Лицемерить нечего: так думает великое большинство образованных русских людей. Ясное дело, что такая история воспитывать героев не может, что на юношеские идеалы она должна действовать угнетательно. Самое лучшее, как юноша может поступить с такой историей, это совсем не знать, существует ли она. Большинство так и поступает… Но не за то ли самое это большинство русской образованности несет, может быть, очень справедливый укор, что оно не имеет почвы под собой, что не чувствует в себе своего исторического национального сознания, а потому и умственно, и нравственно носится попутными ветрами во всякую сторону. Действительно, твердой опорой и неколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история».
– Как возникла идея создания проекта «Юг России – интересное рядом»?
– Проект, который мы представили на обсуждение РГО, носит название «Юг России – интересное рядом». Нам хотелось обратить внимание вот на то, что мы живем в мире, не проживая, а пробегая его. Мы его не замечаем. Наверное, огромную роль играют скорости. Но при этом мы видим, какое важное значение на человека оказывает окружающий мир, и понимаем, что патриотизм и уважение к корням возникает не из пустого места, не из пустого звука, а из конкретных образов.
Как представляется патриотизм первобытным народам, например, австралийским аборигенам? Очень просто. Все окружающее пространство ему рассказывает его историю. Вот у этой скалы его предок настиг кенгуру, и здесь он его разделал. Вот здесь он добыл первый огонь. А вот у этого дерева был обнаружен источник, из которого он пил. Окружающий мир – это книга, которая повествует первобытному человеку, древнему человеку о его истории. Именно это составляет основу его патриотизма.
В наше время мы бежим с закрытыми глазами и часто не замечаем все то, что окружает нас. Нам хотелось открыть глаза и рассказать нашим современникам, что многое из того, что нас окружает, является удивительным и достойным памяти потомков. Возьмем для примера Кавказ. На Кавказе каждая гора, каждое ущелье имеет свою легенду, свою историю. Жители Кавказа гордятся этим, а мы чем гордимся? Мы только бьем себя в грудь и говорим, что мы казаки. Но этого явно недостаточно. Поэтому мы решили на это обратить внимание.
– Какова основная задача проекта РГО на будущий год?
– Изучение памятников археологии – курганов на территории Тацинского и Белокалитвинского районов. Весной 2025 года планируется археологическая экспедиция. Мы рассчитываем на продолжение проекта в дальнейшем.
Планируем еще подавать заявку на получение гранта на изучение жизни и деятельности Александра Лакиера, а также истории донских станиц. Исследования мы начинаем с выявления казачьих городков. Позже они стали станицами. Произошла административно-территориальная реформа, и станицы стали центрами. А сегодня многие из этих станиц заброшены, значительная часть их затоплена водами Цимлянского водохранилища.
Многие не понимают и не видят ценности во всем этом. У меня есть фотографии заброшенных кладбищ при разрушенных церквях. Мы восстановим историю захороненных там, обратимся к архивам и поймем, что здесь лежат участники конкретных событий. Ведь послужные списки казаков сохранились до наших времен. Мы найдем все: кем был, где служил, какие награды имел. И почему вокруг его могилы сегодня пасутся коровы. Может быть, нам станет стыдно?!
– Вы будете к реализации проекта привлекать молодежь?
– Обязательно. Из ДГТУ и Тацинского казачьего технологического колледжа. Мы рады любой помощи всех жителей Ростовской области, заинтересованных в изучении родного края и своей истории.
Например, студентам Тацинского казачьего технологического колледжа мы раздали специальный опросный листок – список вопросов, по которым они будут вести опрос старожилов и таким образом получать новую для нас информацию. Легенды, рассказы, мифы, которые хранятся в народе – их нужно успеть записать. Еще одна из задач – успеть сохранить фотографии, хранящиеся в семьях, переснять их, поместить под фото легенды об этих людях. Все желающие могут получить опросные листки, инструкции и присоединиться к проекту.
Каждый должен интересоваться прошлым: не может человек не оставить следов на этой земле. Они есть, мы их просто не видим. Надо научиться их видеть. Если мы это не запишем и не сохраним – это знание исчезнет. Нам нужно этим заниматься, создавать музейный и архивный фонды. Если наша работа будет эффективна, то нас поддержит университет, министерство культуры, музеи, с которыми мы сотрудничаем. Главное – эти материалы обнаружить, сохранить и описать.
– Каким образом вы собираетесь привлечь внимание жителей Донского края к проблеме патриотизма?
– С этой целью мы выехали в экспедицию и выбрали локацию в пределах Ростовской области. А именно, прибыли в станицу Быстрянскую на границе Белокалитвинского и Тацинского районов, где собираемся раскапывать курган. Мы были поражены тем, что увидели здесь. Вот он, Донецкий кряж, Жирновские скалы и степная река Быстрая. Невероятно ли, что в степи есть такие удивительные природные уголки?
Эти скалы сформировались примерно полтора миллиона лет назад. Здесь был огромный супервулкан, который образовал Донецкий кряж. Речка изумительная: прозрачная вода. А что сейчас с ней происходит? Она зарастает, не чистится и в результате погибнет, если мы вовремя не исправим ситуацию. Речка эта питается родниками, а родники берут начало из-под тех же самых скал. Мы не нашли истоков этой реки, потому что в верховьях, где эта река начинается, уже все пересыпано, перекопано и устроены дамбы. Это убивает реку. Течение реки остановилось. Она заиливается. А эта река должна жить и удивлять своей красотой. Здесь есть поле кувшинок. Оздоровление экологической ситуации – одна из главных задач. То есть, мы взялись за археологию, а вышли на экологию.
– Где и когда вы планируете работать?
– Мы будем раскапывать курган на реке Быстрой в Ростовской области в следующем году. Ожидаем получить материалы, которые нам расскажут о том, кто же жил на этой территории в 4-м веке до н.э. Предполагаем, что это какие-то скифские племена. Какие именно, мы пытаемся понять. Об этом будем говорить тогда, когда раскопаем курган.
– Почему выбран этот объект исследования?
– К реке Быстрой у нас давний научный интерес. В 4-м в. до н.э. там появляется новое население, которое представлено необычными погребальными обрядами в подкурганных склепах. В них коллективные захоронения. И они, как правило, богатые и хорошо вооруженные. Кто это, мы не знаем. Есть, по крайней мере, две версии. Первая говорит о том, что это население пришло с Южного Урала. А другая группа представлений, к которой я отношусь, утверждает, что это население прибыло со Среднего Дона. Так называемая среднедонская скифская культура.
– Где можно будет ознакомиться с результатами этого проекта?
– Материалы исследований в рамках проекта найдут отражение в видеофильме «Быстрянская археологическая экспедиция» и в региональной передвижной выставке, на которой будут представлены находки археологической экспедиции. Также будет организован круглый стол, в котором примут участие ученые и члены экспедиции, где они расскажут об итогах проведенных исследований. По договору с РГО проект «Юг России – интересное рядом» рассчитан на один год, но мы с коллегами продолжим работу и после того, как грант завершится.
– Ваш проект состоит из практической части?
– Да, это археологические и экологические исследования, за которыми последуют выводы. Можно раскопать и забыть. У нас так не будет. Мы продолжим это дело. Нам на кафедру поступила коллекция книг одного из крупнейших археологов России – Льва Самуиловича Клейна. Вторую библиотеку нам подарила Маринэ Глебовна Мошкова. Мы с ней сейчас работаем.
Основа наших научных успехов – это библиотека. Мы это понимаем. Среди книг, подаренных Львом Клейном, мы обнаружили редкую – Александра Лакиера «Русская геральдика». Это издание 90-х годов прошлого века. Вообще, эта книга была впервые издана в 1855 году. Это первое исследование по русской геральдике. Здесь история гербов, родов. Александр Лакиер, самое интересное, оказался нашим земляком. И мы хотим продолжить потом проект «Юг России – интересное рядом» через историю Александра Лакиера.
– Кто он? Расскажите подробнее.
– Александр Борисович Лакиер родом из Таганрога. Его отец, Борис Лакиер, – таганрогский врач, тот самый, который осматривал после смерти тело Александра I. Заключение о смерти императора подписано его отцом. Разве это не удивительно?
Сам Александр Лакиер был женат на Софии Комнин-Варваци. Это дама – наследница византийских императоров. Как попала семья в Таганрог, мы специально не изучали этот вопрос.
Ее отец Иоаннис Варваци – национальный герой греческого народа. В Афинах ему поставлен греками памятник. Он был моряком, занимался торговлей в Эгейском море, когда вспыхнуло восстание греков и с Турцией разразилась война, о которой мы слышали от Александра Сергеевича Пушкина. Помните, один из героев повести «Выстрел» стал этеристом и боролся против турок? Варваци стал крупным промышленником, обеспечивал борьбу греческого народа против турецкой колонизации и значительную часть оружия и средств поставлял повстанцам. Поэтому его греки любят и уважают. Источник его доходов был особый: Варваци превратился в крупнейшего пирата Эгейского моря. Но это пиратство было направлено не против торговцев, ходивших в Эгейское море, а против турецкого флота.
Он совершил ряд подвигов, которые были заслуженно оценены императрицей, и ему было даровано российское гражданство и звание поручика. Потом Варваци был направлен в Астрахань, где занялся торговым промыслом и стал крупнейшим рыбопромышленником. Ему императрица разрешила торговать – дала монополию на рыбный промысел на Каспии. Здесь на Каспии он обнаружил то, чем мы до сегодняшнего дня пользуемся – осетровую икру, которую он стал поставлять в Европу и на этом разбогател. Но все его богатство было направлено на благотворительность. Свои средства Варваци направил на строительство канала в Астрахани. Вложил деньги в строительство Астраханского кремля, колокольни. Потом Варваци перебрался в Таганрог: здесь получил в районе Золотой косы участок земли и начал заниматься сельским хозяйством, построил кирпичный завод, а при этом заводе «Золотую экономию» – так в конце 19-го – начале 20-х века называли частное хозяйство, которая давала хорошую прибыль. Он занимался и виноделием. Его вина получали почетные призы на европейских конкурсах.
Здесь на Золотой косе за Таганрогом Лакиер построил замок, который существует до сих пор, но в жутком состоянии. Мы хотели бы обратить внимание общественности на то, что это память. А за ней – история. Поэтому мы и призываем к популяризации краеведческих знаний.
У нас есть современный русско-греческий фильм, посвященный Варваци, – «Пираты Эгейского моря». Варваци – герой Чесменской битвы. Именно он на военном корабле поджег турецкий флот. И все это у наших ног, но мы не замечаем прошлого. Разве это не интересно?
– Ваша задача – обратить внимание на исчезающие исторические объекты донского региона?
– Наша цель – привлечь внимание к родному краю. Какой он? Что он нам дает?
Сейчас мы занимаемся изучением истории донских станиц. Мы работаем с архивами и собираемся выехать в археолого-этнографическую экспедицию, фотографируем сохранившиеся здания, храмы в Ростовской области. Человек, проживающий в станице, видит развалины храма, и они ему ни о чем не говорят. А если мы расскажем, как давно храм был построен, кто вложил средства и какие известные люди похоронены при храме, то появится знание и уважение к памятникам истории.
Все слышали, что есть такое село Маньково-Калитвенское в Чертковском районе Ростовской области, но не все знают, что в храме похоронен Евгений Петров, разбившийся здесь на самолете. Известный писатель, соавтор знаменитых книг «12 стульев», «Золотой теленок». Да, есть там памятник, но никому нет до него дела. Или в хуторе Дячкино Тарасовского района похоронены в одном склепе генералы времен борьбы с Наполеоном: Григорий Дячкин и Петр Греков. А наши современники ограбили этот склеп.
Может, мы начнем ценить свое прошлое? Нам нужно изменить представление об истории так, чтобы нашим современникам стало понятно: нам есть, чем гордиться, и эта гордость должна быть всеобщим достоянием.
– Молодежь охотно идет в экспедиции?
– Конечно. Человек, один раз попавший в археологическую экспедицию, уже из этой сферы не уйдет. Когда ты прикасаешься к прошлому, даже не замечаешь, как это прошлое в тебе отзывается эхом, и ты уже не можешь расстаться с этим. История – это наука, которая позволяет каждый день делать открытия, соотносить эти открытия с собой, со своей семьей, с ранее известным и пытаться найти возникающие ответы на вопросы. Нам нужно изменить отношение к прошлому. Это большая воспитательная государственная задача.
Олеся Фарберович, управление информационной политики
isdstu@mail.ru