Сегодня при диагностике автодорог используется дискретная (то есть непостоянная) характеристика «чаша прогибов». Это упругая деформация дорожной одежды – многослойной конструкции, включающей грунт, щебень, песок, асфальтобетон и тд. Научная группа кафедры «Автомобильные дороги» предложила другой подход – анализировать, наоборот, неупругую часть энергии деформирования. Поскольку именно она связана с возникновением большинства дефектов на автодорогах.
Сейчас при проведении диагностики состояния автомобильных дорог определяется только общий модуль упругости на их поверхности и модули упругости их отдельных слоев по такой дискретной характеристике, как «чаша прогибов». В рамках нашего проекта вместо «чаши прогибов» предлагается рассматривать полную кривую деформирования дорожной одежды в координатах «нагрузка-перемещение», по которой возможно будет определить неупругую часть энергии в дорожной одежде и, как следствие, значительно повысить достоверность прогноза наступления ее отказа.
По словам ученого, в мировой практике есть достаточно много результатов, касающихся изучения энергетической природы деформирования, но в контексте анализа неупругой энергии деформирования в уже построенных дорожных одеждах и учета этого показателя при прогнозировании срока службы дорог исследований еще не проводилось.
Показатель неупругой энергии более информативно и достоверно описывает состояние всех конструктивных слоев дорожной одежды. Он фиксируется датчиками при нагрузке на дорогу с помощью специальной установки. На основе полученных показателей математическая модель рассчитывает набор параметров, который можно использовать при проектировании капитального ремонта дороги.
Исследование ведется при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет-2030» (национальный проект «Наука и университеты»).
Игорь Голота, управление информационной политики
isdstu@mail.ru