В центре внимания участников – необходимость переосмысления учебных программ, ориентации на практические навыки и формирование у студентов компетенций, востребованных в реальном секторе экономики.
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Алексей Комиссаров обозначил как огромный потенциал, так и определенные вызовы, стоящие перед системой современного образования. Он подчеркнул, что, несмотря на обилие информации, которое сегодня доступно, особенно молодежи, ощущается дефицит одного ключевого качества – готовности к принятию ответственных решений и, главное, к принятию на себя ответственности за эти решения.
Заместитель председателя Правления «Газпромбанка» Дмитрий Зауэрс добавил, что финансовый сектор нуждается в специалистах, обладающих не только глубокими знаниями в своей области, но и развитыми soft skills, такими как критическое мышление, умение работать в команде и адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Обсуждение обусловлено постановкой вопроса о роли университета как не только образовательного, но и научно-исследовательского центра. Отметили необходимость интеграции научных исследований в учебный процесс, вовлечения студентов в исследовательскую деятельность и создания условий для коммерциализации научных разработок.
Особое внимание было уделено вопросам цифровизации образования и адаптации университетов к новым технологиям. О внедрении инструментов искусственного интеллекта в учебный процесс, разработке онлайн-курсов и создании виртуальных лабораторий, позволяющих студентам проводить эксперименты и получать практический опыт в безопасной и контролируемой среде.
В рамках национального проекта «Технологическое лидерство» Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» играет ключевую роль, выступая в качестве головного центра компетенций, и перед ним стоит задача – подготовить специалистов, способных обеспечить технологический прорыв в стране.
Отвечая на вопрос: какое образование следует предоставить тем, кто будет отвечать за будущее станкостроения, Борис Падалкин, исполняющий обязанности ректора Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», отметил:
![]()
Три основных аспекта: промышленным предприятиям требуются инженеры с комплексными знаниями, и для этого, в первую очередь, необходимо выстроить единую методологическую базу в учебных программах, чтобы специалисты говорили на одном языке. Во-вторых, критически важна тесная кооперация с работодателями и практическая направленность обучения – без этого невозможно решить стоящие перед отраслью задачи. И в-третьих, необходимо обучать студентов работе на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная от этапа проектирования и заканчивая обслуживанием, ремонтом и модернизацией.
Таким образом, образовательный процесс должен максимально точно отражать реальные производственные процессы, с которыми предстоит столкнуться выпускникам.
![]()
Создаваемый в СТАНКИНЕ головной центр компетенций в области станкостроения, безусловно, позволит студентам пройти все этапы обучения, и мы надеемся, что они смогут вывести станкостроение на необходимый уровень.
Стоит отметить, что Донской государственный технический университет также присоединился к консорциуму «Национальная научно-образовательная сеть станкостроения», что расширяет возможности для сотрудничества и обмена опытом в сфере станкостроения.
В заключение дискуссии стало очевидно, что университеты стоят на пороге масштабных изменений. Формирование новой модели высшего образования требует системного подхода, активного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами – государством, бизнесом, академическим сообществом и студентами. Успех этой трансформации определит конкурентоспособность российской экономики и будущего поколения специалистов, способных решать самые сложные задачи современности.
Мария Ничипорук, управление информационной политики
isdstu@mail.ru