Во время выступлений спикеры изложили важные вопросы, связанные как с научной составляющей темы, так и с инновационными образовательными подходами в процессе обучения. Доклады участников секции затронули темы применения возобновляемой энергии, технологий производства экологичных бетонов и дорожных покрытий, использования геймификации в инженерном образовании, привлечения обучающихся к научной работе в области «зеленой» энергетики.
Согласно целям устойчивого развития ООН, зеленые технологии должны обеспечить доступ населения планеты к недорогим устойчивым доступным и современным источникам энергии. Внедрение «зеленых» технологий в сферу строительства и энергетики, в частности использование ВИЭ, и адаптация проектных решений к региональным климатическим изменениям являются главными темами заседания нашей секции.
Доклад Светланы Шеиной и Альбины Федоровской был посвящен методическим основам определения приоритетных территорий для размещения возобновляемых источников энергии (на примере Ростовской области). По мнению спикеров, стратегией низкоуглеродного развития Российской Федерации до 2050 года выступает применение следующих нетрадиционных, возобновляемых источников энергии: солнечной, ветровой энергии и энергии биотоплива для периферийных труднодоступных территорий, удаленных от традиционных источников энергии.
Оптимизировать процесс управления и принятия решений по долгосрочному и краткосрочному планированию, прогнозированию пространственного развития субъекта РФ возможно благодаря разработке информационной системы на базе современных компьютерных технологий (геоинформационные системы).
Заведующий кафедрой «Автоматизация производственных процессов» ДГТУ Александр Лукьянов предложил использование геймифицированных образовательных решений и технологий при реализации программ магистратуры, ориентированных на внедрение «зеленых» технологий.
По мнению докладчика, квиз-технологии и квест-ориентирование успешно применяются в профориентационных целях для формирования «мягких» и «зеленых» компетенций, командообразования для междисциплинарных проектов, а также для повышения мотивации и заинтересованности обучающихся. В докладе были представлены результаты внедрения подхода, организованного по алгоритму прохождения квеста, позволяющего освоить междисциплинарные компетенции в области разработки микропроцессорных систем автоматического управления, с элементами IoT и обработки данных. Разработка выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина.
Развитие «зеленой» повестки является важной составляющей формирования технологического суверенитета страны, развития способности самостоятельно разрабатывать и применять высокотехнологичные решения и продукты с учетом экологической устойчивости в мировом технологическом ландшафте. Внедрение новых образовательных подходов и технологий, несомненно, обеспечит высокие результаты подготовки высококвалифицированных кадров в сфере «зеленого» строительства и энергетики.
В докладе Валерии Гвинджилии освещены достоинства и недостатки системы Студенческих научных обществ (СНО) в привлечении обучающихся к научной работе в области «зеленой» инженерии.
Сегодня СНО являются одной из основных форм организации и поддержки студенческой научной работы со стороны вузов и государства. Являясь, как правило, межкафедральными или даже межфакультетскими объединениями, они позволяют эффективно формировать междисциплинарные команды студентов, направленные на решение актуальных и животрепещущих научных задач. Будучи относительно новой формой организации научной работы, СНО переживают этап «болезней роста», что сказывается на эффективности их функционирования.
Доцент кафедры «Автоматизация производственных процессов» ДГТУ Висам Аль-Тибби рассказал о методах повышения мотивации обучающихся к выполнению НИОКР в интересах предприятий реального сектора экономики. В докладе спикер поделился опытом выполнения НИР и НИОКР в интересах предприятий реального сектора экономики с привлечением студентов бакалавриата и магистратуры.
Роль натурного макетирования микроконтроллерных систем управления в формировании «зеленых» профессиональных компетенций обучающихся бакалавриата обсудили во время доклада Александры Губановой. Докладчик подчеркнул, что к 2030 году на кафедре планируется защищать не менее 80% DRH бакалавров и 90% диссертация магистров с представлением реальных технических макетов или программных продуктов.
Подготовка бакалавров и получение ими профессиональных компетенций в области автоматизации и управления техническими системами включает в себя студенческие НИР, разработку проектов и выполнение ВКР. Опыт профессиональной подготовки обучающихся на нашей кафедре показал, что в случае доведения студенческих НИР и научно-технических проектов до состояния «рабочего макета», обучающиеся достигают значительно более высокого уровня понимания взаимосвязей между объектом управления, системой управления и окружающей средой. Это способствует лучшему пониманию и усвоению междисциплинарных «зеленых» компетенций, а также дальнейшей реализации энергоэффективных и энергосберегающих решений в разрабатываемых проектах.
Всего в рамках работы секции приняли участие 25 ученых. В ходе мероприятия было представлено 15 докладов, 9 из них подготовили 18 сотрудников из ДГТУ.
Напомним, что с июня прошлого года ДГТУ является соучредителем «Зеленого» союза Ассоциации технических университетов России и Китая. «Зеленый» академический союз занимается развитием образовательных обменов и сотрудничества в области низкоуглеродного и устойчивого развития России и Китая.
В состав союза входят 20 участников АТУРК – 10 отечественных и 10 китайских университетов.
Светлана Григорян, управление информационной политики
isdstu@mail.ru