С помощью авторской методики проанализированы и сопоставлены с имеющимися историко-археологическими сведениями 280 образцов известкового раствора, взятых на объектах Ингушетии и Чечни. Благодаря архитектуроведческому анализу была выявлена историческая ценность 23 объектов, что позволило республиканским властям поставить древние строения на учет как объекты культурного наследия.
Команда Школы архитектуры, дизайна и искусств ДГТУ во главе с заведующим кафедрой «Архитектурная реставрация, реконструкция и история архитектуры» Викторией Пищулиной провела серию экспедиций по местам исторического проживания нахских народов (вайнахов) в Средние века – на территорию современных Ингушетии и Чечни. Исследовательский интерес донских ученых привлекли родовые башни и другие старинные здания, расположенные в местности традиционного природопользования – на мало затронутых урбанизацией участках, прилегающих к горным селениям Духаргишт, Бэрыр, Пуй, Ний, Таргим, Фолхан, Лейми, Пхакоч, Эгикал, Хай, Цой-Педе, Никарой.
Малоизвестные строения впервые исследовали не только как памятники истории, но и как свидетельства этнической самоидентификации проживающих здесь народов. Донские ученые искали признаки взаимосвязи с традиционными культурами нахче (предков современных жителей Чечни) и галгай-че (предков народов Ингушетии) и другими культурами – именно здесь в свое время проходил Шелковый путь, в Средние века было широко распространено христианство, оказывала свое влияние культура Грузии. Местные жители следят за историческими памятниками, которые здесь сохранились, и мечтают отреставрировать свои родовые башни и замки.
На этой территории сохранились средневековые объекты традиционной архитектуры, причем в количестве, которое позволяет говорить о феномене архитектурной культуры зодчества вайнахов. Мы предположили, что эта культура формировалась лишь в определенной взаимосвязи с архитектурными культурами сопредельных регионов, но не в зависимости от них.
Важной составляющей исследовательского проекта стала отработка авторского метода по определению достоверной датировки объектов, разработанного учеными ДГТУ. Традиционные подходы по определению времени возведения зданий по стилистике, декору и другим составляющим сооружений в этом случае мало подходили: башни и храмы вайнахов зачастую находились в состоянии руин. Поэтому, помимо общеизвестных методов датировки, донские ученые использовали в работе метод рентгенофазового анализа процесса раскристаллизации (степени кристаллизации) кальцита в известковых растворах – такой способ кладки часто использовали в Солнечной долине Ингушетии, чуть реже в Чечне, где было более распространено строительство на сухой кладке.
Во время работы по предыдущим проектам мы обнаружили закономерность: чем больше возраст кладки строения с использованием известнякового состава, тем выше кристаллизация кальцита в составе. Этот вопрос мы обсудили с руководителем кафедры ДГТУ «Строительные материалы» Владимиром Котляром и решили попробовать определить датировку возведения древних строений методом, который ранее использовался для определения состава материала.
По полученным данным ученые ДГТУ смогли проследить эволюцию нахских строений и сооружений, а также особенности архитектуры средневековых поселений Ингушетии и Чечни. Так, на эволюцию нахского зодчества влияла возрастающая необходимость регулярно улучшать фортификацию для защиты жителей и торговых путей в условиях малоземелья.
Наивысшего расцвета архитектура нахов достигла в специальных оборонительных сооружениях – боевых башнях, которые возводились на скальном грунте. При этом башни отличаются большим разнообразием форм, отдельных деталей, что является подтверждением того, что их строили в разные периоды времени. Наиболее ранние по времени постройки башни имеют сходные черты с башенными сооружениями Карачая, Балкарии, Северной Осетии – в определенный период времени эти районы относились к единому ареалу материальной культуры. Между тем, были выявлены тенденции и последствия самоидентификации народов нахче и галгай-че в традиционных архитектурных культурах. Так называемая вайнахская башенная культура окончательно формируется в XIV–XV веках, создавая свои специфические архитектурные формы, которые уже не встречаются в других регионах Кавказа.
Также ученые ДГТУ констатировали аналогичную «достройку» ранее возведенных христианских храмов, которые соседствовали с сакральными объектами и дохристианскими святилищами. При этом они не обнаружили существенного влияния закавказской архитектуры, зато заметили некоторое сходство с несторианскими церквями в Эфесе, Северной Месопотамии и Средней Азии – особенности конструктивно-декоративных приемов указывают на интенсивные процессы культурного взаимообмена.
Подробные результаты работы донских ученых будут опубликованы в ближайшем выпуске журнала «Инженерный вестник Дона» в статье «Хронологическая систематизация данных по объектам средневекового зодчества на территории расселения вайнахов (в современных границах территории Чечни)».
Проект по исследованию родовых башен и других строений на территории Чечни и Ингушетии реализуется по гранту Российского научного фонда, он будет продолжен в следующем году: донские исследователи планируют обследовать и ввести в научный оборот как минимум еще 90 подобных объектов, о которых уже собрана информация по литературным и архивным данным, а также свидетельствам местных жителей.