Популярные запросы:

Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое
Сайт ДГТУ
Людмила Алексеенко: «Повышая уровень компетентности коллег из вузов новых территорий, мы одновременно повышали свой собственный уровень»
Интервью

Людмила Алексеенко: «Повышая уровень компетентности коллег из вузов новых территорий, мы одновременно повышали свой собственный уровень»

В Донском государственном техническом университете завершился второй этап программы повышения квалификации для сотрудников и преподавателей вузов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. По итогам 17 потоков программу освоили 3 854 человека из 28 образовательных организаций. Начальник управления дополнительного образования ДГТУ Людмила Алексеенко поделилась опытом организации курсов и результатами реализации проекта.

– Людмила Николаевна, на днях в ДГТУ завершился третий семинар-совещание с образовательными и научными организациями новых территорий России, посвященный вопросам интеграции вузов этих субъектов в отечественную образовательную систему. В этой связи министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков приехал в Ростов не только с целью участия, но и чтобы поблагодарить сотрудников курирующих вузов за содействие «в укреплении системы высшего образования страны». Вы стали одной из немногих, кому министр лично вручил благодарственное письмо за вклад в создание единого научно-образовательного пространства России. Расскажите, что для Вас значит столь высокая оценка?

– Это большой стимул. Каждый раз, когда мы получали обратную связь от наших коллег из Луганской и Донецкой Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей, наша команда испытывала гордость за проделанную работу. Одно дело учить студентов, и совсем другое – делиться опытом с профессионалами в твоей области. Приятно было видеть, как нам удается зажечь искру и дать надежду на будущие свершения в сложное для них время. Но благодарные отзывы слушателей курсов, их желание вернуться в ДГТУ, а теперь и признание со стороны министерства дают нам уверенность в важности этих усилий. 

– Насколько сложно было организовать такие курсы?

– Выполняя задание Министерства науки и высшего образования России, ДГТУ только в этом году переобучил более 4 000 человек по 47 укрупненным группам подготовки. Масштабы таковы, что единовременно в нескольких локациях могли заниматься по 13 групп, куда привлекалось порядка 70 преподавателей. Безусловно, для нас это был серьезный вызов. Повышая уровень компетентности коллег из вузов новых территорий, мы одновременно повышали свой собственный уровень, сами учились решать задачи такого масштаба.

– В чем Вы видите необходимость реализации этой программы?

– По завершении процесса присоединения новых территорий были выявлены проблемы по адаптации преподавателей высшей школы ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей к современному образовательному пространству РФ. В связи с этим первостепенной стратегической задачей была определена помощь преподавателям в углублении знаний и компетенций для достижения того уровня, который существует в России, содействие вузам в переработке образовательных программ с учетом требований отечественных стандартов, а также предоставление возможности познакомиться с новыми методиками и современным оборудованием. При этом было необходимо сохранять фокус внимания на студентах и помочь им сравнять образовательный уровень с общероссийским.

В 2022 году министерство по своей инициативе уже проводило на базе ДГТУ подобный комплекс мероприятий, но он был кратким и не позволял в полной мере охватить все аспекты устройства отечественной системы образования. Интенсив длился всего 3 дня, и его содержание было посвящено актуальной повестке Минобрнауки России, общим организационным вопросам – это знакомство с нормативной базой, регламентирующей работу учебного заведения. Из-за ограниченности в часах, больших объемов учебной программы и сложности информации педагоги не получали реальной возможности повысить уровень компетентности в своем узком профиле.

Поэтому в этом году отечественным вузам было предложено разработать такие треки и для педагогов различных дисциплин, и для административного состава университетов.

– Почему ДГТУ во второй раз стал площадкой для реализации этих задач?

– Мы – опорный вуз Юга. ДГТУ победил в конкурсе и получил госзадание на проведение данных мероприятий, во-первых, потому, что мы многопрофильный вуз и славимся широким набором направлений подготовки. Наш университет способен закрыть практически весь набор дисциплинарных компетенций, которые есть в университетах новых территорий. Во-вторых, в ДГТУ серьезный кадровый состав не только по количеству дисциплин, но и по квалификации преподавателей с точки зрения их научных достижений, частоты публикаций и методической деятельности. Иначе говоря, сотрудники нашего вуза победили в конкурсе, поскольку полностью удовлетворяли запросам по наставничеству и обучению. В-третьих, наш вуз, помимо образовательной, обладает и широкой социальной базой, которой мы тоже хотели делиться – рассказывая, какие социальные проекты действуют в ДГТУ для преподавателей, чтобы участники программы стремились к такому же уровню в своих учреждениях.

– Какое наполнение было у каждого потока и чем они отличались?

– Структурно учебный процесс был выстроен каждый раз одинаково, но направления внутри каждого потока разные. Обучение проходили как педагоги, так и административно-управленческий состав вузов. Для каждого потока была разработана специализированная программа.

Задача профильных интенсивов для педагогов – оказать поддержку преподавателю, который сталкивается с проблемой развития своего карьерного пути. Мы разработали целый ряд лекций, семинаров, практических и выездных мероприятий, которые позволяют в полной мере продемонстрировать устройство образовательного процесса по его конкретной дисциплине, рассказать, какие учебные и вспомогательные материалы по его специфике существуют, и познакомить с ними непосредственно на практике. Наши специалисты информировали слушателей о возможности участия в грантах и конкурсах, в рамках которых преподаватели могут профессионально реализоваться. Мы всецело открыли доступ к имеющимся в нашем вузе технологиям и материально-технической базе для ознакомления, так как в ближайшем будущем университеты участников программы будут оснащены соответствующими лабораториями, что и анонсировал Валерий Фальков на прошедшем семинаре-совещании.

Треки для административно-управленческого состава включали в себя ведение бухгалтерского учета, контрактной системы закупок – все то, без чего вуз не может эффективно функционировать как хозяйствующий субъект.

Отдельно обучение прошел ректорат. Программа была перестроена таким образом, чтобы посвятить их в ректорскую и проректорскую повестку, а также рассказать о стратегических целях развития высшего образования РФ. Отдельно был реализован трек для кадровых служб.

Мы четко дифференцировали курсы по виду деятельности участников. Каждая из программ, реализуемых в блоке, специализирована отдельно для каждого сегмента. Общие вопросы, например, касающиеся патриотического, духовно-нравственного воспитания и цифровизации, были собраны в единый образовательный блок.

– Комплекс мероприятий подошел к концу. Есть ли перспективы проекта на будущий год?

– За полтора года реализации проекта удостоверения о повышении квалификации получили 9 105 представителей вузов новых территорий. И каждый раз это восторженные отзывы. В связи с востребованностью курсов и возросшим запросом на обучение со стороны слушателей мы планируем предложить Министерству науки и высшего образования РФ организовать в 2024 году профессионализированные потоки по областям наук. В силу обстоятельств многие преподаватели потеряли возможность вести плотную научную деятельность, публиковаться в серьезных изданиях и поднимать свой личный рейтинг в сообществе. И даже те коллеги, которые имеют хороший потенциал и серьезный задел, не знают, как выйти на этот уровень, чтобы быть признанными научным сообществом, и участвовать в отечественных грантах. Именно с этим мы и хотим помочь нашим коллегам. 

Другие новости

Студенты ДГТУ разрабатывают цифровую реплику планеты Земля для нового формата социализации, интеграции бизнеса и виртуальных путешествий

Студенты ДГТУ разрабатывают цифровую реплику планеты Земля для нового формата социализации, интеграции бизнеса и виртуальных путешествий

Lifelong learning: образование длиною в жизнь

Lifelong learning: образование длиною в жизнь

Анна Спирина: «Интерны научатся оказывать качественную стоматологическую помощь животным».

Анна Спирина: «Интерны научатся оказывать качественную стоматологическую помощь животным».

Академик Лачуга: Мы прикладываем усилия для того, чтобы получить высокие показатели эффективности как в растениеводстве, так и в животноводстве

Академик Лачуга: Мы прикладываем усилия для того, чтобы получить высокие показатели эффективности как в растениеводстве, так и в животноводстве

Лионг Мин Тзе: Наши многофункциональные кормовые добавки обеспечат не только рост и развитие объектов аквакультуры, но и профилактику их заболеваний

Лионг Мин Тзе: Наши многофункциональные кормовые добавки обеспечат не только рост и развитие объектов аквакультуры, но и профилактику их заболеваний

Студенты ДГТУ разрабатывают цифровую реплику планеты Земля для нового формата социализации, интеграции бизнеса и виртуальных путешествий

Студенты ДГТУ разрабатывают цифровую реплику планеты Земля для нового формата социализации, интеграции бизнеса и виртуальных путешествий

Lifelong learning: образование длиною в жизнь

Lifelong learning: образование длиною в жизнь

Анна Спирина: «Интерны научатся оказывать качественную стоматологическую помощь животным».

Анна Спирина: «Интерны научатся оказывать качественную стоматологическую помощь животным».