Академик РАО Павел Ермаков на пленарном заседании подчеркнул, что инженер-педагог должен не только обладать набором компетенций по эксплуатации оборудования, но уметь транслировать эти знания студентам. Сейчас происходит переосмысление всех компонентов обучения, корректируются учебные цели и задачи, вводятся передовые образовательные формы. На базе ДГТУ разработана система формирования и развития инженерно-педагогических компетенций студентов. Университет предоставляет возможности для получения актуальных навыков, реализации собственного потенциала на практике, а также успешного трудоустройства в ведущие вузы технического профиля.
На секции «Методология психолого-педагогического сопровождения подготовки инженерно-педагогических кадров в условиях технологического суверенитета» были представлены первые итоги совместного проекта Донского государственного технического университета и Российской академии образования. Он посвящен сопровождению образовательного процесса студентов, которые находятся в особых жизненных условиях. Задачей педагогов становится формирование социально значимых качеств личности, необходимых для преодоления конфликтов и сложных жизненных ситуаций; поддержка и стимулирование мотивации студентов к обучению в университете; популяризация различных форм творчества среди абитуриентов и обучающихся, развитие интереса к учебе и научным исследованиям. Проект реализуется кафедрой «Социальные и спортивные педагогические технологии» факультета «Психология, педагогика и дефектология» ДГТУ под руководством доктора педагогических наук Елены Байер.
Еще один совместный проект с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области называется «Психосоциальное сопровождение обучающихся вуза средствами информационных технологий». Его представила руководитель учебно-научной лаборатории «Компьютерные методы психологической и педагогической диагностики» Елена Пожарская. Сейчас информационные системы ДГТУ используются для психологического тестирования студентов. Кроме того, их адаптацией занимаются кураторы студенческих групп.
Член-корреспондент РАО Ольга Гукаленко презентовала актуальный проект «Воспитание патриотической и социально-ответственной личности как стратегическая цель укрепления мировоззренческого суверенитета страны». Основной тезис заключается в том, что содержание образования в высшей школе должно строиться на основе принципов фундаментальности, междисциплинарности и мировоззренческой наполненности. Это поможет сформировать гражданскую и профессиональную идентичность будущих специалистов.
Главный научный сотрудник НИИ Федеральной службы исполнения наказаний Светлана Сорокоумова выступила с докладом о специфике горно-высотной подготовки военнослужащих. Доктор психологических наук Татьяна Скрипкина из Государственного университета управления (Москва) представила результаты исследования военнослужащих по теме легитимности агрессии и ее связи с развитием посттравматического синдрома. Аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ Иван Коновалов представил результаты исследования о различных аспектах агрессии молодежи. Внимание было уделено феномену буллинга, а также стратегии работы с травлей в рамках образовательного учреждения.
Декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко отметил, что тематика докладов и высокий статус участников конференции подчеркивает необходимость переосмыслить задачи высшего образования в России. Он обратил внимание участников на проведение отдельной секции по методологии психолого-педагогического сопровождения и подчеркнул роль психологов в подготовке инженерных кадров. Завкафедрой истории и философии образования МГУ Владимир Борисенков говорил о целенаправленном формировании у современных студентов вуза мировоззренческой культуры и нравственности. Профессор МГТУ имени Баумана Елена Ляпунцова выразила надежду на продолжение такой дискуссии, интеграции опыта и дальнейшее сотрудничество в подготовке высококлассных специалистов на благо страны.
Таким образом, можно отметить, что опорный вуз Ростовской области сегодня становится центром научных разработок по психологии и педагогике.
Аркадий Кузнецов, управление информационной политики
isdstu@mail.ru