Популярные запросы:

Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое
Сайт ДГТУ
В ДГТУ разработали установку для центрифугирования вариатропных бетонов
Наука

В ДГТУ разработали установку для центрифугирования вариатропных бетонов

Разработка позволяет получать центрифугированные и виброцентрифугированные бетонные элементы для создания бетонных покрытий при строительстве дорожных эстакад. Несколько режимов работы и автоматическая регистрация технологических параметров позволяют добиваться изготовления покрытий с заданной структурой и улучшенными физическими характеристиками. Исследование проводится в рамках гранта Российского научного фонда с 2023 по 2026 гг., объем финансирования составляет 16 млн рублей.

Созданная научным коллективом ДГТУ комбинированная экспериментальная установка позволит получать долговечный бетон с вариатропной структурой, армированный различными типами фибр. Предложенное учеными технологическое решение обеспечит снижение процента брака на производстве и получение высококачественных изделий без существенного изменения затрат.

По словам руководителя проекта, заведующего кафедрой «Инженерная геометрия и компьютерная графика» ДГТУ, к. т. н., доцента Евгения Щербаня, строительные организации будут получать более безопасные и устойчивые к воздействию внешней среды строительные изделия. Благодаря более вязкому характеру разрушения такие изделия повысят эксплуатационную надежность зданий и сооружений, возведенных в сложных условиях. Технология виброцентрифугирования предлагается для использования в конструкциях, работающих в особых условиях с повышенным риском сульфатной коррозии бетона и железобетона.

В ходе исследования взаимосвязи состава, физики процесса уплотнения, микроструктуры и свойств вариатропных бетонов ученые установили влияние полипропиленовой фибры на вариатропные бетоны различных составов в сочетании с базальтовой фиброй и микрокремнеземом.

В результате исследования были созданы бетоны с улучшенной структурой, основанной на максимально плотной упаковке частиц. Получены конгломератные композиции и изготовлены железобетонные и бетонные конструкции нового типа с улучшенными прочностными и долговечностными характеристиками.

Ученые изучили влияние модифицирующих добавок, таких как микрокремнезем, нанокремнезем и их комбинации, на свойства бетонов, изготовленных по трем технологиям: вибрирование, центрифугирование и виброцентрифугирование. Было установлено, что наибольшая эффективность виброцентрифугированного бетона достигается при добавлении 1,5 % базальтовой фибры. В сравнении с контрольным составом прочность на сжатие увеличилась на 8,50 %, прочность на изгиб – на 79,17 %, а водопоглощение снизилось на 27,54 %. Модификация бетона микрокремнеземом показала наилучший эффект при 8 % замене цемента, повысив прочность на сжатие на 17,43 %, прочность на изгиб – на 14,58 %, и снизив водопоглощение на 33,30 %.

Наиболее эффективным и экономически рациональным рецептурным решением для виброцентрифугированных бетонов авторы разработки считают комбинированное фибровое армирование в сочетании с модификацией микрокремнеземом. Такое армирование оказывает комплексное воздействие на структуру и свойства виброцентрифугированного композита и позволяет получить вариатропный бетон с улучшенной прочностью на сжатие, прочностью на изгиб и сниженным водопоглощением. Наибольшая эффективность всех типов модификаторов наблюдалась в сочетании с синтезированной технологией виброцентрифугирования.

Исследователи доказали, что вариатропный бетон является перспективным строительным материалом благодаря особенностям изменения его физико-механических свойств в рамках поперечного сечения. Установлено, что физико-механические характеристики, а также характеристики долговечности вариатропных бетонов более высокие, нежели у бетонов обычной структуры за счет структуры различной плотности, максимальной на наружной поверхности во внешнем слое бетонного элемента.

Щербань Евгений Михайлович.jpg

Долговечность бетонов вариатропной структуры, характеризующаяся пористостью наружной поверхности, ее водопоглощением, стойкостью к проникновению ионов хлорида, попеременным циклам замораживания и оттаивания, а также циклов увлажнения и высушивания, при прочих равных условиях более высокая, нежели у бетонов обычной структуры.

Евгений Щербаньруководитель проекта, заведующий кафедрой «Инженерная геометрия и компьютерная графика» ДГТУ, доцент

Во время исследований применены были и алгоритмы искусственных нейронных сетей для исследования взаимосвязи технологических параметров и свойств бетона. Осуществлено прогнозирование прочности на сжатие виброцентрифугированного бетона, подверженного различным агрессивным воздействиям эксплуатационного характера, с помощью четырех методов машинного обучения: Linear Regression (LR), Support Vector Regression (SVR), Random Forest (RF) и CatBoost (CB). Также проведена оценка перспектив применения разработанных методов на практике и возможности адаптации полученных результатов на различные виды бетона.

Исследование взаимосвязи состава, физики процесса уплотнения, микроструктуры и свойств вариатропных бетонов с улучшенными характеристиками реализуется в рамках гранта Российского научного фонда (№ 23-79-10289).

Другие новости

ДГТУ проводит международную конференцию по туризму

ДГТУ проводит международную конференцию по туризму

ДГТУ провел сертификационные испытания дорожных бетонных изделий

ДГТУ провел сертификационные испытания дорожных бетонных изделий

В ДГТУ исследуют образцы металла для железнодорожных креплений

В ДГТУ исследуют образцы металла для железнодорожных креплений

«Наука-2030»: молодые ученые ДГТУ готовятся к решающему этапу грантового конкурса

«Наука-2030»: молодые ученые ДГТУ готовятся к решающему этапу грантового конкурса

В ДГТУ разрабатывают систему компьютерного зрения для выявления дефектов металлических деталей

В ДГТУ разрабатывают систему компьютерного зрения для выявления дефектов металлических деталей

ДГТУ проводит международную конференцию по туризму

ДГТУ проводит международную конференцию по туризму

ДГТУ провел сертификационные испытания дорожных бетонных изделий

ДГТУ провел сертификационные испытания дорожных бетонных изделий

В ДГТУ исследуют образцы металла для железнодорожных креплений

В ДГТУ исследуют образцы металла для железнодорожных креплений