Мероприятие собрало порядка 300 экспертов и ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Ростова-на-Дону, Курска, Воронежа, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Пензы, Майкопа, Ставрополя, Новосибирска и других территорий, включая новые регионы России: ДНР, ЛНР и Запорожскую область. Семинар проводят Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ, Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России и Донской государственный технический университет.
В рамках пленарного заседания выступили с докладами представители Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России и Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России.
Главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России Дмитрий Иванов рассмотрел механизмы, этапы и сроки закрепления координирующей роли Российской академии наук в развитии системы государственной научной аттестации.
![]()
В рамках Поручения о механизмах, этапах и сроках закрепления координирующей роли Российской академии наук был создан план по совершенствованию государственной системы научной аттестации, который утвержден как президентом РАН, так и Министром науки и высшего образования РФ. План предусматривает два этапа: первый этап – это закрепление РАН общего руководства ВАК при Минобрнауки России и обеспечение координирующей роли РАН в развитии в системе государственной научной аттестации. Этап второй – установление правовых основ осуществления РАН руководства и системы государственной научной аттестации, включая формирование новых подходов присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, а также изменения подведомственности и регулирования деятельности ВАК.
Директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России Сергей Пахомов в своем выступлении обратил внимание на организационную часть системы аттестации.
![]()
Сегодня мы видим, что специфика современного состояния института оценки научной квалификации связана с формированием конкурентной среды после прохождения в 2016 году первой точки бифуркации жизнедеятельности системы. Для системы значимым обстоятельством выступает адаптивная позиция всех участников научной аттестации, разработка и адаптация эффективных форм и успешных практик для предоставления всего максимально возможного объема гарантий участникам аттестационных процедур. Соблюдение интересов соискателей ученой степени является нашей первоочередной задачей.
К участникам семинара обратился заместитель президента Российской академии наук, научный руководитель ЮНЦ РАН, академик РАН Геннадий Матишов.
![]()
Нам нужно удвоить, утроить количество специалистов высшей квалификации, кандидатов и докторов наук. Это безусловно. Прежде всего, есть потребность в экспертах инженерно-технической группы и в области естественных наук. Без инженеров мы далеко не продвинемся во всех сферах деятельности, в том числе и гуманитарных, и технических.
Ректор ДГТУ выступил с приветственным словом и поздравил гостей вуза с открытием семинара.
![]()
Государственный подход к диссертационному совету, работа ВАК – вопросы особой важности. Мы хотим получать молодых компетентных специалистов, которые останутся в университете и завтра будут преподавать, – это кадровый резерв, который будет обновлять вуз. Нашему университету исполняется в этом году 95 лет. Сегодня ДГТУ – это более 50 000 обучающихся, около 7 000 сотрудников, 5 филиалов. Университет является многопрофильным опорным вузом для донского региона. У нас развиты направления машиностроения, строительства, разные гуманитарные профили. Мы – вуз, который внедряет пилотные проекты и новые образовательные программы. Здесь созданы Институт креативных индустрий, Институт опережающих технологий «Школа Икс», Институт сквозных технологий, на этапе создания Институт живых систем. Университет участвует в Программе «Приоритет 2030». ДГТУ является координатором НОЦ Юга России в Ростовской области. В опорном вузе региона 12 диссертационных советов по 21 специальности и 8 отраслям науки.
Работали три дискуссионные площадки: «Трансформация государственной системы научной аттестации»; «Сеть диссертационных советов: требования при открытии и возобновлении деятельности»; «Типовые ошибки при оформлении аттестационных дел соискателей ученых степеней».
Участники семинара подняли вопросы модернизации системы государственной научной аттестации, функционирования сети диссертационных советов и формирования аттестационных дел соискателей ученых степеней. Также поднимались вопросы присвоения ученых званий профессора и доцента, признания иностранных ученых степеней и иностранных ученых званий в Российской Федерации и многие другие.
Олеся Фарберович, управление информационной политики
isdstu@mail.ru