– Иван Владимирович, расскажите, пожалуйста, о совместной работе с Шаньдунским транспортным университетом.
– С этим вузом мы работаем уже более 20 лет, постепенно наращивая сотрудничество. В 2019 году состоялся первый набор на совместные сетевые программы, которые реализуются факультетом «Дорожно-транспортный» – «Организация перевозок и управление на транспорте» и «Строительство мостов и тоннелей». Совместный проект такого масштаба уникален не только для России, но и для Китая. Там он получил высокую оценку Министерства образования, стал ведущим совместным китайско-иностранным образовательным учреждением в провинции Шаньдун, и сейчас другие российские вузы тоже стремятся заключать подобные договоры с вузами КНР. Директор Донского института ШТУ-ДГТУ Лю Чуньгуан выступает в качестве эксперта по этому вопросу и сообщает, что в Китай поступает много заявок на открытие совместных программ.
В этом году у нас состоялся уже третий выпуск студентов, которые получают два диплома – Донского государственного технического университета и Шаньдунского транспортного университета. Ежегодный набор и выпуск студентов составляет около двухсот человек. Наш образовательный проект очень востребован в Китае, и сейчас практически 100% обучающихся – граждане КНР. Но в этом году на программу двойного дипломирования уже зачислены четверо российских студентов. Они будут учиться в Китае и 2 сентября вылетели из Москвы в Пекин. А следующим летом первым из российских студентов два диплома получит Егор Давыдов.
– Как организован образовательный процесс в Донском институте ШТУ-ДГТУ?
– Китайские студенты 3 года получают образование в своей стране, а на четвертом курсе приезжают в Россию, здесь оканчивают обучение, пишут и защищают выпускную квалификационную работу, а затем получают диплом. Российские студенты четыре семестра учатся в Китае и столько же – в России. Первый курс наши студенты – в ДГТУ, второй и третий курс – в ШТУ, а на четвертом возвращаются на родину и завершают обучение уже здесь.
По договору не менее 60% дисциплин читается на русском языке. Начиная со второго курса, в Китай выезжают наши преподаватели и ведут профильные дисциплины. Каждый семестр от 3 до 8 недель там работает 10-12 сотрудников факультета «Дорожно-транспортный». Они проводят занятия, используя лабораторную и материальную базу Шаньдунского транспортного университета. Отмечу, что все студенты учатся на коммерческой основе, поэтому ДГТУ получает от проекта еще и доход.
В то же время, его уникальная особенность – это грантовая поддержка. У китайских студентов ШТУ есть возможность получить гранты от Министерства образования Китая. Подчеркну, что мало какие вузы могут этим похвастаться – это еще одно признание успешности проекта на государственном уровне. Если учиться хорошо, то платить за образование не придется – таких студентов у нас второй год порядка пятидесяти человек.
– Отслеживаете ли Вы дальнейшую судьбу выпускников, где они работают?
– Известно, что они хорошо устраиваются – диплом ДГТУ дает серьезные бонусы в кадровой гонке. Китайские выпускники за редким исключением возвращаются в Китай, где успешно находят работу. Также есть практика последующего обучения – больше половины выпускников поступают в магистратуру ДГТУ, а потом и в аспирантуру, и уже три выпускника нашей программы защитили в России кандидатские диссертации. Над ними они работали на факультете «Дорожно-транспортный», а сейчас работают преподавателями в вузах Китая. Сейчас у нас порядка десяти аспирантов, в ближайшее время 2-3 человека из этого состава по плану должны защититься.
– Интересно в связи с этим узнать о совместной научной деятельности вузов.
– На данный момент Донской институт ШТУ-ДГТУ в основном развивается как образовательный проект. Но у нас намечены планы по совместным научным исследованиям. За прошедшие 3 года опубликованы несколько совместных статей в журналах квартилей Q1-Q2. Мы также подали несколько совместных заявок на гранты РНФ и будем продолжать это делать. У нас есть совместные научные интересы, надеюсь, что обязательно получим финансирование.
– Есть ли возможность получить гранты от Китайской Народной Республики, где в науку вкладываются большие средства?
– Да, но они выделяются примерно на тех же условиях, что и в России. Финансирование на совместные исследования выделяется, но надо, чтобы проект одобрили китайская и российская сторона. Случается, что происходит несовпадение мнений – конкурс есть конкурс.
– Китай известен тем, что сейчас там очень сильно развивается транспортная инфраструктура – мы видим картинки невероятных мостов, скоростных дорог и т. п. Есть ли у наших ученых возможность подключиться к подобным работам?
– В прошлом году мы были в Китае совместно с нашими учеными, в том числе с заведующим кафедрой «Организация перевозок и дорожного движения», руководителем научно-исследовательского экспертного центра «Интеллектуальные транспортные системы» Владимиром Зыряновым. Нас возили на экскурсии, знакомили с беспилотными транспортными системами. Посмотрели полигон, где тестируются беспилотные грузовые автомобили – их пока не пускают на дороги общего пользования. Чего-то принципиально нового, чему можно поучиться, мы не увидели, наоборот, у нас есть более инновационные разработки.
Нас поразила не уникальность разработок, а скорость и масштабы внедрения результатов в реальный сектор. У нас долгий путь от разработки до внедрения, а в Китае все стоящее внедряется очень быстро, практически моментально. Но если говорить о новейших технологиях, чего-то принципиально необычного в Китае нет. С точки зрения науки в сфере транспорта, мы находимся на высоком уровне, но по скорости внедрения технологий в реальную жизнь уступаем. А еще они не боятся строить уникальные объекты, возможно, такое строительство даже поощряется. Поэтому Китай уже давно обогнал весь мир по длине и высоте мостов, протяженности тоннелей и т. п. Думаю, что без господдержки у них ничего бы не получилось.
Факультет «Дорожно-транспортный» ДГТУ является одним из ведущих факультетов России, осуществляющих подготовку кадров для автомобильно-дорожной отрасли. Донская школа в области интеллектуальных транспортных систем считается одной из сильнейших в России и признается за рубежом. Кафедры факультета за прошедшие 10 лет принимали участие в более чем 30 научно-исследовательских и хоздоговорных работах, общим объемом финансирования более 300 миллионов рублей.
Аркадий Кузнецов, управление информационной политики
isdstu@mail.ru