Заместитель директора ИПМ «Ростсельмаш» Павел Сиротин рассказал, что в начале обучения для студентов первого курса магистратуры передовой инженерной школы было сформировано 20 проектов, которые выполняют студенческие команды. Каждая команда включает технологов, расчетчиков, конструкторов, гидравликов, программистов, электронщиков.
В течение первого месяца ребята вместе с руководителями формируют техническое задание и согласовывают его с заказчиком темы проекта – Научно-техническим центром компании Ростсельмаш.
В течение первого семестра команды прорабатывают свои проекты на предмет конкурентоспособности, актуальности, обосновывают выбор технических решений, которые они будут развивать в течение последующих полутора лет.
Среди представленных работ успешно защищены проекты на темы:
«Система нивелирования для гусеничного гидравлического экскаватора»;
«Система ограничения рабочей зоны для гусеничного гидравлического экскаватора»;
«Круиз-контроль гидростатической трансмиссии»;
«Автоматическая навеска адаптера на кормоуборочных комбайнах»;
«Стенд для испытаний шин»;
«Разработка универсального стенда для испытаний подбарабанья /дек.»;
«Стенд для испытаний тормозных цилиндров, суппортов, стояночных тормозов»;
«Разработка универсального стенда для испытаний соломотряса»;
«Задненавесное устройство трактора колесного сельскохозяйственного»;
«Редуктор ПГХ ЗУК 10-го класса»;
«Разработка универсального стенда для испытаний рабочих органов молотильно-сепарирующего устройства для барабанных комбайнов»;
«Разработка универсального стенда для испытаний рабочих органов молотильно-сепарирующего устройства».
В команду, которая защитила проект «Система нивелирования для гусеничного гидравлического экскаватора», входят студенты, обучающиеся на первом курсе магистратуры ИПМ «Ротсельмаш» – Владимир Сапов, Владислав Зинченко, Иван Никоненко и Владислав Ющенко.
Наш проект – это заказ компании Ростсельмаш. Проект не самый простой, но очень интересный. По сути, он представляет собой систему, которая устанавливается на экскаватор и позволяет сэкономить ресурсы и увеличить производительность оператора экскаватора. Преимущество проекта в том, что данная система позволит оператору достаточно точно определять высоту ковша экскаватора, на котором он работает, для того чтобы более точно осуществлять свою деятельность.
Для достижения этого результата на стреле, рукояти и на ковше экскаватора устанавливаются акселерометры – приборы для измерения ускорения, работающие как датчики изменения положения агрегата в пространстве.
С помощью этих датчиков можно определять угол между звеньями экскаватора и таким образом понимать, где находятся зубцы ковша относительно уровня, который будет выставлять геодезист.
Информация с датчиков выводится на дисплей, установленный в кабине управления. И оператор в любой момент времени будет знать положение ковша в пространстве.
Это особенно важно для обеспечения точности работ в экстремальных режимах. Например, в условиях густого тумана или при необходимости производить действия под водой. Кроме того, наш проект сокращает объем работы геодезиста, которому не нужно будет постоянно находиться рядом с котлованом, чтобы корректировать работу экскаватора. В целом же проект разрабатывается на отечественной элементной базе и призван внести свою лепту в дело импортозамещения.
В течение минувшего семестра было обосновано закрытие трех проектов по причине их неконкурентоспособности в текущих экономических условиях.
Проекты, представленные сейчас к защите, достаточно хорошо проработаны, и студенты представляют обзор вариантов своих решений для обоснования наиболее оптимальных, которые они будут развивать в дальнейшем. Проекты команд посвящены проработке гидравлических подсистем, систем автоматизации и интеллектуализации. Кроме того, впервые в нашей передовой инженерной школе мы заслушиваем проекты технологической направленности, которые ориентированы на повышение эффективности технологических процессов производства не только сельскохозяйственных машин, но и строительно-дорожной техники. Многие наши студенты, обучаясь в передовой инженерной школе, уже трудоустроены в профильные подразделения компании Ростсельмаш. Такое погружение в практическое инженерное сообщество позволяет им развивать не только профессиональные компетенции, но и компетенции коммуникативные, социализироваться в трудовых коллективах. Это выражается, в частности, при защите ими своих проектов. Их аргументированные, обоснованные доводы и ответы на вопросы экспертов смотрятся гораздо убедительнее, нежели при традиционных подходах к образованию.
Он пояснил, что план выполнения проекта делится на четыре этапа, которые соответствуют каждому из семестров.
Первый этап – это обзор проблемы, разработка вариантов ее решения, защита выбранных вариантов (цифровые модели, компоновочные модели, расчетные и принципиальные схемы).
Во втором семестре осуществляется разработка научно-обоснованного технического решения, подготовка и защита проекта конструкторской документации, заявка на результат интеллектуальной деятельности.
Третий семестр предусматривает корректировку конструкторской документации, согласование на технологичность и изготовление изделия.
На четвертом, завершающем этапе производится оценка эффективности и работоспособности разработки в рамках выпускной квалификационной работы.
Игорь Голота, управление информационной политики
isdstu@mail.ru