Этот индустриальный партнер Донского государственного технического университета специализируется на разработке технологий для защиты информационных активов и управлении информационной безопасностью. Именно поэтому учения были максимально приближены к реальным условиям, а работа каждого участника по итогам оценивалась методами объективного контроля. Мероприятие приурочили к заседанию научно-методического совета по направлению «Информационная безопасность», которое проводится в военном учебном центре ДГТУ. Он относится к образовательным организациям Министерства обороны России и готовит специалистов по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 56.00.00 «Военное управление».
Киберучения – это подготовка будущих офицеров информационной безопасности в «боевых» условиях. Радостно видеть молодых ребят, которые увлеченно занимаются таким важным делом. Это хорошее начинание, и хотелось, чтобы оно переросло в реальные проекты для нашей страны. Не хотелось, чтобы выражение «технологический суверенитет» осталось просто словами – оно должно означать реальную уверенность в завтрашнем дне с точки зрения нашей безопасности и независимости. Российские разработки должны являться ориентиром для других стран, чтобы их нельзя было заменить аналогами. В IT-отрасли мы лучшие в мире, поэтому можем определять условия, как должна быть устроена цифровая среда.
В киберучениях принимали участие четыре команды – студенты военного учебного центра «КиберКурсанты» и «КиберСпортсмены», которые представляли направление «Компьютерная безопасность», из ДГТУ. С ними конкурировали команды «Беркут» из Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, а также «Digital Defender» из Ростовского государственного экономического университета.
Для каждой из команд сформирована своя виртуальная структура, которая полностью имитирует проектный офис компании, – пояснил заместитель директора департамента «Национальный киберполигон» компании ГК «Солар» Алексей Максимов. – Их задача детектировать, а впоследствии отразить компьютерные атаки, которые проходят на эту структуру. Выяснить, кто лучший, поможет автоматическая система скоринга, позволяющая оценивать уровень компетенции каждого участника учений. В будущем это поможет создать программу, по которой они будут развиваться.
Кроме спортивного интереса, киберучения помогают студентам определиться с направлением в будущей профессии. По существу, это экзамен, где абсолютно беспристрастно оценивается, что знает и умеет ИБ-специалист. Залогом победы является не скорость, а правильность решения поставленной задачи. Кибератака может продолжаться от доли секунды до месяца – о том, что она достигла цели, узнают, как правило, уже потом, когда начинается деструктивная активность. Для того чтобы понять, как она развивалась, куда была направлена и что было поражено, необходимо провести расследование.
По словам Алексея Максимова, киберугрозы сегодня являются очень серьезной проблемой. Количество инцидентов выросло с 445 миллионов в 2023 году до 1,5 миллиарда отраженных атак с начала этого года. С каждым годом количество таких угроз возрастает, и если не готовить специалистов по кибербезопасности, существующим структурам будет очень тяжело справляться с хакерскими атаками. Специалист убежден, что нам нужна не бумажная, а практико-ориентированная безопасность.
Студенты на киберучениях приобретают критически важные для страны компетенции. Защищать страну можно не только с автоматом в руках, но и за компьютером. Еще неизвестно, где проходит более серьезная грань опасности. Хочу, чтобы будущие специалисты относились к своему жизненному выбору в области IT с уважением. Перед ними стоят огромные задачи, думаю, что судьбу России будет решать молодое поколение.
Аркадий Кузнецов, управление информационной политики
isdstu@mail.ru