«Шу-Шу» – это Telegram-бот, который использует искусственный интеллект, чтобы автоматически создавать уникальные логопедические задания, карточки и пособия для индивидуальной или групповой работы с детьми. Каждая генерация – уникальный материал, который формируется с нуля в зависимости от выбранных звуков, тем и методических целей. Таким образом, ни одно пособие не повторяется, а логопед получает свежие, творческие решения под конкретного ребенка.
Разработчики – семья Романовых – экономист по образованию, бизнесмен, а ныне студент 3-го курса ДГТУ кафедры «Биоинженерия» Института живых систем Александр Сергеевич и старший преподаватель кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» факультета «Психология, педагогика и дефектология» Елена Александровна.
![]()
Нейросети ворвались в нашу жизнь, и без них или без некоторых нейросетей уже мы не можем. Наш бот востребован логопедами, психологами, воспитателями детских садов. Они благодарят нас за эту разработку. С его помощью можно делать невероятные сказки и картинки. Мы создали это семьей и с любовью предоставили всем. Мне помог опыт бизнесмена, а Елене – 20-летние преподавательские и профессиональные компетенции. Мы рады, что удалось немного расширить поле действий логопедов в сфере материалов и пособий.
Елена Романова на занятиях с обучающимися в вузе по дисциплине «Логопедические технологии» стремилась расширить разнообразие формата материалов для пособий, поэтому вместе со студентами для этой цели попробовала использовать искусственный интеллект. Это было время выхода четвёртой версии GPT4. Но получился не тот вариант, который они ожидали.
Тогда Александр Романов подключился к решению этой проблемы – занялся поиском системы, которая может делать материалы под заданные запросы. Оказалось, что нейросеть не способна делать материалы без обучения, поэтому Елена и Александр решили создать огромную базу материалов для обучения нейросети. Так, на протяжении двух лет, с 2023 по 2025 год, они ее обучали и корректировали, а в итоге – нейросеть начала делать то, что необходимо.
Елена сформировала структуру сервиса, а Александр оцифровал эти знания в сложнейшую логическую цепочку. Структура получилась очень сложная, и поэтому пришлось ее перестраивать под пользователя. Дело в том, что все основы нейросетей построены только на английском языке, Елена и Александр столкнулись с тем, что модель не распознает русскую грамматику, а точнее, воспринимает ее с ошибками. Поэтому пришлось ее обучать – в этом помогли программисты-фрилансеры. В конечном итоге продукт был протестирован и запущен.
«Шу-Шу» работает в Telegram: за пару кликов специалист получает готовое красочное пособие, которое можно распечатать или использовать в цифровом виде. Действует проект по сформированной структуре логопедических знаний и в системе логических взаимодействий в самой нейросети. Сочетание правил русского языка, нейросети и 20-летнего опыта логопеда дало этой системе возможность работать.
Полноценный запуск после тестирования прошел 19 октября, и на сегодняшний день «Шу-Шу» насчитывает 214 пользователей и 284 подписчика в Телеграмм-канале. Проект полностью готов, но планируется расширение возможностей чат- бота и исправление некоторых деталей.
Сервис доступен для ознакомления по ссылке.
Олеся Фарберович, управление информационной политики
isdstu@mail.ru