30 студентов ДГТУ разных направлений обучения – технологи, конструкторы, расчетчики, электронщики, программисты, гидравлики – осваивали рабочие специальности, работали слесарями, знакомились с работой реального производства, познавали устройство технологического процесса на КАМАЗе.
Ребят распределили по нескольким цехам автомобильного завода. Часть студентов попала в цех сборки кабин, другая группа работала на подсборке в цеху пучков и проводов.
В начале второй недели стажировки донских студентов перевели в научно-технический центр КАМАЗа (НТЦ). Там они прошли собеседование, по результатам которого были распределены по разным отделам центра.
Студенты-программисты трудились в отделе бортовых информационных систем и в отделе разработки беспилотных автомобилей НТЦ КАМАЗ. Там они ознакомились со спектром элементной базы, применяемой на заводе для разработки электронных систем управления, программным стеком разработки систем управления автомобилей и техники, выпускаемых КАМАЗом, а также с практикой применения ИИ на предприятии.
По результатам стажировки ребята приобрели положительный опыт собеседований в отделах НТЦ, что позволило протестировать свои профессиональные знания.
По мнению студентов, обучение рабочим специальностям было непростым, но крайне полезным как с точки зрения понимания технологического процесса, так и с позиции осознания истинной ценности знаний, полученных за годы обучения в вузе.
Важно, что ребята смогли свои практические навыки, полученные в передовой инженерной школе, опробовать не только на базе нашего дружественного партнерского предприятия – компании Ростсельмаш, но и на ведущем предприятии России в области специального машиностроения – ПАО «КАМАЗ». Договоренность об обмене студентами между передовыми инженерными школами была достигнута на Петербургском экономическом форуме. Идея воплощена в жизнь. И сейчас мы ждем у себя, на площадке передовой инженерной школы ДГТУ – компании Ростсельмаш – ребят из ПИШ, созданной КАМАЗом на базе Казанского федерального университета. Казанские студенты, работая в компании Ростсельмаш, получат очень полезные навыки, потому что комбайн – это высокотехнологичный перерабатывающий центр, практически завод на колесах. В свою очередь, на ПАО «КАМАЗ» наши обучающиеся познакомились с масштабным крупносерийным производством уникальной грузовой техники.
Она подчеркнула, что такие обмены студентами могут вывести на новые идеи и способствовать развитию технологии производства как специальной грузовой автомобильной техники, так и сельскохозяйственных машин.
По словам заместителя генерального директора по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению ПАО «КАМАЗ» Жанны Халиуллиной, ключевая цель передовых инженерных школ (ПИШ) состоит в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров нового поколения, которые будут развивать отечественные технологии.
Компания «КАМАЗ» сотрудничает с несколькими вузами, входящими в федеральный проект «Передовые инженерные школы», в том числе с Донским государственным техническим университетом. Мы вместе с партнерами формируем единое научно-образовательное и бизнес-пространство. Во время практики студентам предоставляется возможность увидеть возможности компании и определить свое будущее. Вместе с опытными наставниками студенты занимаются решением конкретных прикладных задач, а также могут участвовать в перспективных проектах федерального уровня, таких как проект «Беспилотные логистические коридоры», в рамках которого по трассе М-11 ездят беспилотные КАМАЗы. Цель практики состоит в получении ребятами практического опыта, возможности понять, как устроена работа крупных компаний, зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем.
ПАО «КАМАЗ» входит в число двадцати ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и находится на 16-м месте по объемам производства тяжелых грузовиков полной массой более 16 тонн.
Производственные мощности составляют 71 тыс. автомобилей в год. Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. В состав технологической цепочки входит несколько крупных заводов: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей, прессово-рамный завод, автомобильный завод, ремонтно-инструментальный завод, Индустриальный парк «Мастер».
Всего в технологической цепочке ПАО «КАМАЗ» занято 32,7 тыс. человек.
Игорь Голота, управление информационной политики
isdstu@mail.ru