Пермская научно-производственная приборостроительная компания планирует совместно с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом открыть передовую инженерную школу (ПИШ) в сфере приборостроения.
В ПАО «ПНППК» провели анализ деятельности всех передовых инженерных школ России. Наиболее интересной для реализации поставленной цели стала для пермской компании ПИШ ДГТУ – Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш».
![]()
Гостей заинтересовало то, как у нас выстроен образовательный процесс, когда студенты совмещают учебу с работой на предприятии. Ключевые особенности нашей инженерной школы – это практикоориентированность, командное обучение и максимальное насыщение образовательных программ фундаментальными инженерными дисциплинами. Все проекты студентов ИПМ РСМ завершаются созданием изделий, которые изготавливаются по заказу предприятий. Иными словами, идеи находят свое воплощение в реальных востребованных объектах. Необходимо уметь проектировать, ставить задачи, достигать цели, контролировать ее, выбирать оптимальные метрики управления проектами. Все это современные знания, которые обязательны для инженеров. Но есть еще одна особенность подхода ПИШ ДГТУ к инженерному образованию – это неотъемлемое требование проектного обучения и работы в командах, умение решать межфункциональные задачи.
Он подчеркнул, что в ПИШ ДГТУ наука, образование и промышленность объединяются на основе реальных научных разработок, когда студенты вовлекаются в процесс производства. В передовой инженерной школе ДГТУ для такой интеграции создана вся необходимая инфраструктура.
Гости познакомились с испытательным центром ПИШ, оборудование которого позволяет проводить динамические, функциональные, прочностные испытания, термические и вибрационные тесты, проверку устойчивости к экстремальным условиям, комплексные испытания на безопасность. Для испытания неметаллических материалов в центре есть камера ускоренного старения, которая позволяет получить ценные знания. Также в инженерной школе есть производственная база. Ведь для того, чтобы идея изделия доходила до реального образца, необходимо предоставить студентам соответствующую инфраструктуру. В подразделении ПИШ ДГТУ – Южном центре модернизации машиностроения – создан полный производственный цикл, от заготовительных операций, лазерных станков, гибочных комплексов, обрабатывающих центров с ЧПУ, сварочных роботов до комплексов покраски.
![]()
Мы считаем, что инновационные идеи, научные исследования, а также испытания, исследования свойств того или иного продукта должны быть закреплены за университетом. Вуз должен заниматься опытно-конструкторскими и научно-исследовательскими работами. Предприятие же должно отвечать за производство, за выход на серийный выпуск продукции.
Замдиректора научно-образовательного центра «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» Людмила Щеколдина высоко оценила потенциал ПИШ ДГТУ.
Опыт ИПМ «Ростсельмаш» будет востребован при создании передовой инженерной школы в Перми. ПИШ ДГТУ сочетает в себе системный подход и грамотную сборку команды, которая хорошо понимает свои главные цели и задачи. Акцент на важности фундаментальной подготовки обучающихся, который сделала передовая инженерная школа ДГТУ, позволяет и сейчас, и в дальнейшем осуществлять прорывное развитие как университету, так и компании Ростсельмаш.
Она рассказала, что ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» – инновационное промышленное предприятие, которое занимается разработкой и производством датчиков и систем для навигации, стабилизации и ориентации подвижных объектов. Компания имеет развитую научную и исследовательскую базу для производства различного типа волокон и волоконно-оптических компонентов.
ПНППК совместно с Пермским государственным национальным исследовательским университетом уже создали в Перми Федеральный центр компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) по сквозной технологии «фотоника» на базе одноименного консорциума. Теперь возникла необходимость создания передовой инженерной школы.
ПАО «ПНППК» – ведущее российское предприятие в области фотоники, а особенностью работы компании остается создание конечных высокотехнологичных продуктов, их масштабирование и вывод на российский и мировой рынок. В настоящее время компания представляет собой холдинг из 9 заводов, научно-исследовательского института радиофотоники и оптоэлектроники, научно-технического, инженерно-технического, образовательного и испытательного центров и 10 дочерних компаний.
В середине 1990-х гг. был сделан выбор в пользу волоконной оптики, а в 2014 г. ПАО «ПНППК» стало якорным предприятием кластера «Фотоника».
По словам заместителя директора по научно-образовательной деятельности Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш» Павла Сиротина, коллег из Перми впечатлило посещение научно-технического центра компании Ростсельмаш, где они встретились с выпускниками экспериментальной магистратуры ПИШ ДГТУ Дмитрием Мацюком и Евгением Буняевым.
![]()
Ребята рассказали гостям о лучших практиках обучения в ИПМ «Ростсельмаш», которые предполагает совмещение учебы с работой в компании Ростсельмаш. Также гости из Перми посетили ООО «Центр перспективных технологий «Агроцифра». Эта организация является разработчиком систем автоматизации для сельскохозяйственной техники, производимой компанией Ростсельмаш. Здесь также были представлены проекты студентов передовой инженерной школы ДГТУ.
По итогам визита достигнута договоренность о стажировке пермских студентов в Испытательном центре и в молодежной научно-исследовательской лаборатории «Интеллектуальные электрические сельскохозяйственные машины и комплексы» передовой инженерной школы ДГТУ – Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш». Кроме того, будут сформированы образовательные программы конструкторско-технологической подготовки инженерных кадров и реализованы программы ДПО, направленные на формирование социально-культурных навыков в профессиональной деятельности инженерных кадров.
Игорь Голота, управление информационной политики
isdstu@mail.ru