Популярные запросы:

Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое
Lifelong learning: образование длиною в жизнь
Образование

Lifelong learning: образование длиною в жизнь

Lifelong learning – процесс непрерывного образования; развитие личности и освоение новых знаний на протяжении всей жизни. В нашем вузе поддерживают феномен, об этом мы пообщались с Людмилой Алексеенко, начальником управления дополнительного образования ДГТУ.

 Как Вы считаете, полезность феномена Lifelong learning это преувеличение или на самом деле людям нужно учиться всю жизнь?

– Вы сказали слово «нужно». Знаете, мы привыкли мыслить в неких шаблонах, что обучение – это сидеть за партой, слушать лекцию, писать конспект, потом учить и готовиться к экзамену. У многих оно вызывает отторжение, а впоследствии сопротивление любому обучению.

А на самом деле обучение – это наша повседневная история. Разобраться, как работает приложение банка, чтобы не тратить время в очереди – тоже обучение. Это не «нужно», потому что кто-то так сказал, а это «необходимо», чтобы сэкономить время, ресурс, заработать денег, вырасти как специалист.

Обучение через всю жизнь характерно тем, что оно не зависит от нас, оно существует рядом с нами всегда. Хотим или нет, мы все время учимся. Но при этом надо помнить, что в любой учебе важна мотивация. «Мне нужно» работает только тогда, когда есть вопрос «зачем». Когда ты знаешь, зачем тебе это нужно, ты автоматически будешь учиться всю жизнь, конечно, если ты не турист развития (человек, который постоянно учится, потому что ему нравится, но свои знания нигде не применяет). Lifelong learning – это не обязательство, это стиль жизни.

Как Вы считаете, трансформируется ли концепция феномена Lifelong learning с течением времени, появлением новых технологий?

– Давайте начнем издалека. Раньше, если что-то говорили по радио или писали в книге, это, как правило, считалось правдой. Сейчас же присутствует некая опасность от быстрого развития технологий, потому что главным навыком становится критическое мышление.

Проблема в том, что все образовательные практики, появившиеся как результат технологического прогресса, стали отбирать время, они не позволяют получить базу. Тогда обучение через всю жизнь, сопряженное с прогрессом, превратится в нашу избалованность, мы будем обладать большим количеством знаний, которые не сможем критически оценить. Именно поэтому я настаиваю на том, что фундамент должен быть всегда, это особенно важно для младшего поколения. Успеют ли они сформировать эту базу до того, как на них «выльется» всякое-разное? Наверное, сейчас задача семьи и школы – дозировать эту информацию и показывать детям, как ею пользоваться.

 Раскройте свой опыт учебы длиною в жизнь.

– Образование через всю жизнь – это культура, которая позволяет достигать высот, приносящих удовлетворение. Если хочешь чувствовать себя уважаемым человеком в социуме, в котором находишься, ты в любом случае будешь подтягиваться под определенный уровень.

Я кандидат наук, давно уже доцент, у меня есть звание почетного работника сферы образования, министерские медали, но, несмотря на это, я сейчас учусь в магистратуре «Управление высшим образованием» в НИУ ВШЭ. Я нашла себя в управлении дополнительным образованием и решила, что должна весь свой опыт и знания закрепить этой магистратурой.

Нас учится 56 человек, люди с большим опытом, высоких должностей и званий, но они все равно тратят колоссальное время на это обучение. Находясь сейчас практически на вершине своей карьеры, люди понимают, что этого мало. Год-другой, и все поменяется.

Упереться в это обучение невозможно, чем выше мы поднимаемся, тем больше нам требуется знаний, для того чтобы реализовывать себя дальше.

 Как должность начальника управления дополнительного образования ДГТУ, работа и учеба влияют на Вашу семейную жизнь?

– Я своей работой живу, я прихожу сюда не просто работать, здесь моя жизнь. Я очень люблю эту жизнь, и она у меня постоянно переплетается с семьей. Мои дети часто слышали «Дашенька, Сашенька, я на совещании, перезвоню». Но я хочу сказать, что именно это их и развивало, делало самостоятельными. Да, я своих детей везде подстраховываю, делаю все необходимое и важное, но, несмотря на это, они сразу учились стоять уверенно на собственных ногах.

Семья – это архитектура, где каждый дополняет друг друга. Мое развитие подтягивает и моих детей, они хотят соответствовать. Также мне очень повезло с мужем, который тоже выпускник ДГТУ, потому что он разделяет мои ценности. Я не думаю, что карьера мамы ущемляет развитие детей. Я очень много работаю, но нахожу время для них, мы разговариваем, гуляем, путешествуем. Мне всегда приятно, когда моя старшая дочь говорит: «Я тобой горжусь, ты такая крутая». Я никогда не слышала от детей, что они ущемлены вниманием. Когда ты сам развиваешься, учишься, всю жизнь куда-то стремишься, твои дети это видят, понимают и начинают делать так же, для них это норма и стиль жизни.

Как Ваши дети продолжают тот самый стиль непрерывного образования, развития и движения? 

– Я никогда не заставляла детей учиться, развиваться, активничать. Они, как я уже отмечала, перенимая эту культуру у меня, сами стремятся к непрерывному росту. Могу привести в пример мою старшую дочь Дашу. Она стала лучшей ученицей Ростова в 2022 году, выиграла конкурс «Ростовчанка 2022», все своими усилиями.

Сейчас Даша поехала в Китай учить язык. Если она его выучит, это очень сильно поможет в жизни, и она это понимает. Она, как минимум, на голову обгонит людей, кто будет с ней вместе работать, ее ценность возрастет, особенно ввиду нынешних событий в мире. 

Другие новости

В Институте перспективного машиностроения «Ростсельмаш» стартовала коммуникационная сессия по актуализации образовательных программ

В Институте перспективного машиностроения «Ростсельмаш» стартовала коммуникационная сессия по актуализации образовательных программ

Опорный вуз наградил победителей и призеров олимпиады «Я – бакалавр»

Опорный вуз наградил победителей и призеров олимпиады «Я – бакалавр»

В опорном университете стартовал образовательный проект «Перспектива»

В опорном университете стартовал образовательный проект «Перспектива»

Обладателем гран-при VI фестиваля АгроFest стала команда  «НАИР», возглавляемая студентом ДГТУ

Обладателем гран-при VI фестиваля АгроFest стала команда «НАИР», возглавляемая студентом ДГТУ

Студсовет колледжа экономики и сервиса ДГТУ – в числе победителей всероссийского конкурса

Студсовет колледжа экономики и сервиса ДГТУ – в числе победителей всероссийского конкурса

В Институте перспективного машиностроения «Ростсельмаш» стартовала коммуникационная сессия по актуализации образовательных программ

В Институте перспективного машиностроения «Ростсельмаш» стартовала коммуникационная сессия по актуализации образовательных программ

Опорный вуз наградил победителей и призеров олимпиады «Я – бакалавр»

Опорный вуз наградил победителей и призеров олимпиады «Я – бакалавр»

В опорном университете стартовал образовательный проект «Перспектива»

В опорном университете стартовал образовательный проект «Перспектива»