Форум «Голос науки: дети» стал ежегодным и проводится уже второй раз. Он является частью проекта «Наука на Дону: инновации, технологии, будущее», который получил грант Министерства науки и высшего образования России. Задача форума – сформировать пространство для коммуникации между учеными, студентами и школьниками, а также вовлечь молодежь в научную деятельность. Это поможет сформировать студенческий корпус опорного вуза Ростовской области из мотивированных школьников, которые хотят стать учеными.
![]()
Хотелось бы поблагодарить всех участников форума и их наставников за креативные идеи, которые родились в такой короткий срок. Здорово, что у вас есть силы и вдохновение придумывать новое! Приглашаю всех школьников войти в семью Донского государственного технического университета и продолжить здесь свои исследования уже на новом уровне.
Форум «Голос науки: дети» собрал в Донском государственном техническом университете более ста школьников 9-11-х классов. Ребята разбились на девять команд, каждая из которых выбрала свое научное направление. Под руководством наставников из числа студентов ДГТУ в течении трех дней они решали поставленную перед ними проблему. По итогам форума ребята защищали свои проекты перед экспертным сообществом из ученых, преподавателей и профессионалов различных отраслей экономики. Кроме того, один из участников форума выступил с индивидуальным проектом, посвященным разработке открытого ядерного топливного цикла.
![]()
С каждым годом мы видим все большую заинтересованность школьников в вовлечении в научно-исследовательскую деятельность. Наша главная задача – не сбавлять обороты. Форум проводится студенческим научным кружком «Новая экономическая реальность» под руководством научного наставника и председателя Совета молодых ученых Людмилы Медведевой. Важно отметить, что члены этих структур вовлечены не только в популяризационную, но и непосредственно в науку. Форум показал результаты глобальной работы, которую мы проводим в молодежном сообществе для подготовки кадров. Сегодня часть мероприятий и наших программ реализуется теми студентами, которые с первого курса были вовлечены в деятельность управления научно-исследовательской работы обучающихся и планируют продолжать свою карьеру ученых в ДГТУ.
В номинации «Лучшая защита проекта» победителем стал Платон Магаршак, а в номинации «Самые точные ответы на вопросы» победили Валерия Зиднир и Анна Кондюк. «Самым креативным проектом» была названа работа Дмитрия Ретивых, а «Самым лучшим оратором» признали Светлану Текучеву. В командных номинациях самой сплоченной командой был назван «Щенячий патруль», а победителем форума «Голос науки: дети» стала команда «Эко-суета».
Проект команды «Эко-суета» был посвящен очистке реки Дон. В этой сфере очень много проблем, но ребята решили остановиться на загрязнении, которое происходит от заброшенных шахт. Старые шахты затапливаются, постепенно эта вода их вымывает, в том числе, тяжелые металлы и уголь, которые через грунтовые воды попадают в водоемы и отравляют их. Наша команда предложила проект сооружений по фильтрации грунтовых вод и притоков Дона, которые будут с помощью химического состава очищать воду от вредных веществ.
Проект моих подопечных был посвящен поиску и выявлению ошибок в правилах дорожного движения. Они проявляются в некорректных или слишком сложных формулировках правил дорожного движения с лингвистической точки зрения. Ребята нашли конкретные случаи, которые вызывают затруднения участников дорожного движения. Эта проблема была выявлена в ходе опросов, а ее решение поможет сделать более безопасной ситуацию на дорогах.
Кроме того, что школьники на форуме «Голос науки: дети» решали научные задачи, их ждало знакомство с опорным вузом Ростовской области. Преподаватели ДГТУ читали ребятам лекции, а также для участников была организована развивающая программа. Делясь своими впечатлениями от форума, учащиеся говорили, что получили ценный опыт работы в команде единомышленников и приобрели новых друзей.
Список команд:
«Щенячий патруль» (гимназия ДГТУ)
Проект «Поиск и выявление ошибок в правилах дорожного движения»
Наставники – факультет «Прикладная лингвистика» ДГТУ
«Эко суета» (школа 75, Ростов-на-Дону)
Проект «Наука на берегу Дона: как сохранить реку чистой?»
Наставники – Институт опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ
«Мы и трава» (школа 15, Батайск)
Проект «Озеленение как инструмент экологических решений»
Наставники – факультет «Промышленное и гражданское строительство» ДГТУ
«Ростовский градус» (гимназия 52, Ростов-на-Дону)
Проект «Городские острова тепла: особенности и методы борьбы с изменениями климата»
Наставники – факультет «Промышленное и гражданское строительство» ДГТУ
«Путешественники» (Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса)
Проект «Формирование активного туристского маршрута для школьников со спортивной составляющей»
Наставники – факультет «Сервис и туризм» ДГТУ
SmartAgro (лицей 50 при ДГТУ, школа 80, Ростов-на-Дону)
Проект «Автономное управление производственными процессами при выращивании плодовых культур в тепличных комплексах»
Наставника – факультет «Агропромышленный» ДГТУ
«Экранный баланс» (лицей 50 при ДГТУ, лицей экономический 71, Ростов-на-Дону, школа 15, Батайск)
Проект «Мозг на паузе: как короткие клипы мешают учебе и что с этим делать»
Наставники – факультет «Инновационный бизнес и менеджмент»
«Ростовская шабашка» (лицей экономический 71, школа 72, Ростов-на-Дону)
Проект «Сам себе ландшафтный дизайнер: создание уютного двора за 3 дня»
Наставники – Школа архитектуры и дизайна ДГТУ
«Элитные варвары» (школа 80, Ростов-на-Дону)
Проект – «Профессии будущего: кем мы будем работать, когда машины станут умнее?»
Наставники – факультет «Инновационный бизнес и менеджмент» ДГТУ
Индивидуальный проект:
Ретивых Дмитрий Антонович (лицей 50 при ДГТУ)
Проект «Открытый ядерный топливный цикл»
Аркадий Кузнецов, управление информационной политики
isdstu@mail.ru