Заявка рассматривалась почти год, после чего автору была выдана десятилетняя привилегия на «конную зерноуборку на корню». Она сразу выполняла работу жнейки и молотилки, по сути, являясь зерноуборочным комбайном. Об этом 24 октября 1869 года сообщила газета «Санкт-Петербургские сенатские ведомости». Таким образом, 2024 год можно считать юбилейным для отечественного комбайностроения.
Андрей Власенко окончил в 1865 году земледельческое училище, получив специальность «Ученый управитель имения». Так в XIX веке называли агрономов – на этой должности изобретатель первого российского комбайна работал около десяти лет в одном из крупных имений Тверской губернии. Он вел зерновое производство и попутно придумывал технические усовершенствования для облегчения труда земледельцев.
В июле 1868 года Андрей Власенко создал опытно-промышленный образец комбайна, который срезал и обмолачивал хлебные колосья, выбрасывал сзади себя солому, а зерно ссыпал в грузовой бункер. На испытаниях, проведенных в присутствии официальных представителей Департамента земледелия, эта машина за 10 часов работы убрала более 4 гектаров ячменя. Отметим, что современный комбайн за это время убирает в десять раз большую площадь.
Всякому знакомому с земледелием известно, сколько отнимает рабочих рук уборка хлеба и молотьба, – писал Андрей Власенко в заявке на патент комбайна, – с какими затруднениями и потерями для хозяйства сопряжены эти работы, особенно в степных губерниях, где не редкость, что хлеб остается неубранным. После долгих разысканий наилучшего способа я достиг, по-видимому, желаемого результата, устроив такую машину, которая снимает хлеб прямо с зерном.
Тяговой силой комбайна были одна или две пары лошадей, а обслуживался он двумя крестьянами. Для сравнения – американский аналог, при равной производительности с российским комбайном, приводили в движение 24 мула и обслуживала бригада из 7 рабочих. Да и показан он был через пять лет после изобретения Власенко – на Всемирной выставке 1873 года в Вене. «Земледельческая газета» писала, что производительность первого российского комбайна была в 20 раз выше, чем ручная уборка и обмолот. Кроме того, она в разы сокращала потери зерна даже по сравнении с самой совершенной на то время американской жнейкой «Мак-Кормик».
Андреем Власенко были построены четыре зерноуборочных комбайна, которые несколько лет трудились на полях до полного физического износа. Идея промышленного производства комбинированных зерноуборок получила поддержку агрономического сообщества России. Однако министр государственных имуществ Российской Империи Александр Зеленной наложил на поддержанное специалистами прошение резолюцию: «Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам».
Производство отечественных комбайнов началось уже в советское время, и одной из первых была выпущенная заводом «Ростсельмаш» машина «Сталинец». Предприятию требовались технологи и инженеры, которых начал в 1930 году готовить Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения – ныне Донской государственный технический университет.
Ростов-на-Дону всегда был центром комбайностроения. Он находится в центре максимального плодородия зерновых культур. Совместно с производством сельскохозяйственных машин здесь формировалась признанная во всем мире научная школа. В настоящее время Ростсельмаш обеспечивает всю Россию зерноуборочной техникой и входит в пятерку крупнейших мировых производителей.
Говоря об особенностях отечественной конструкторской школы, Владислав Пигенко отметил, что наша техника более вынослива и может работать в разных климатических условиях. Еще одна особенность российской культуры проектирования связана с адаптивностью к тяжелым условиям работы отечественных машин в сочетании с высоким уровнем ремонтопригодности. Сельхозпредприятия создают свои мастерские – это связано с огромной территорией нашей страны, где невозможно создать много сервисных центров. Наши конструкторы всегда заботились, чтобы при необходимости ремонт техники можно было провести прямо в поле, без специальных приспособлений. Это особенно важно во время страды, когда простой комбайнов очень дорого обходится.
Современные зерноуборочные комбайны называют «заводами на колесах», ведь они обрабатывают за час десятки тонн зерна, одновременно совершая множество операций. Будущее комбайностроения связано с созданием интеллектуальных систем, которые будут помогать человеку в работе. Уже сейчас навигация комбайнов на полях осуществляется через спутники, а все рабочие процессы максимально автоматизированы. Кроме того, комбайны должны становиться все более универсальными, уметь убирать все культуры при любой погоде. Машины компании Ростсельмаш отлично проявляют себя как при уборке риса в Краснодарском крае, так и при уборке кукурузы с заснеженных полей Сибири. Возможно благодаря этому наши комбайны успешно выходят на рынок Китая, который сам создает технику для всего мира.
Отечественные конструкторы комбайнов решают вопрос повышения их производительности. Наши селекционеры добиваются все большей урожайности, в среднем достигая 40 ц/га для пшеницы, что почти в два раза превышает показатели 20-летней давности. Машины будут становиться все более экономичными и экологически чистыми, а их масса уменьшится за счет использования высокопрочных материалов, в том числе композитных. Сделать комбайны лучше конструкторам помогают топологическая оптимизация и аддитивные технологии или 3D-печать. Благодаря им детали механизмов создаются как бионические формы. Они могут быть причудливы по виду, но, с точки зрения прочности и массы, имеют наиболее высокие показатели.
Аркадий Кузнецов, управление информационной политики
isdstu@mail.ru