Популярные запросы:

Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое
Сайт ДГТУ
ДГТУ – территория инклюзивной культуры и отзывчивых людей

ДГТУ – территория инклюзивной культуры и отзывчивых людей

Практика инклюзивного образования опорного вуза Ростовской области содействует социальной адаптации ребят с ограниченными возможностями здоровья. Екатерина Кудрина – студентка 3-го курса факультета «Психология, педагогика и дефектология» Донского государственного технического университета. Инвалид по зрению, она успешно учится и активно участвует в творческой жизни вуза, любит петь и читать стихи. Екатерина рассказала, почему решила связать свою студенческую жизнь с ДГТУ, как ее верный пес-поводырь Шерлок помогает ей чувствовать себя увереннее, а также об авторском проекте «Пес – мои глаза», развивающем инклюзивную культуру.

- Почему ты решила поступить в ДГТУ?

- Какой-то конкретной причины не было. Мне нравился сам университет. Нравилась атмосфера в нем. Я успела познакомиться с вузом, потому что еще до поступления мне удалось попасть в приемную комиссию, когда поступала моя мама. Я бывала и на мероприятиях ДГТУ. И к завершению школы понимала, что хочу в эту студенческую среду, в этот вуз. Университет дал мне возможность получать образование наравне с другими: я учусь в обычной группе с обычными студентами, хожу вместе с ними на пары. А еще здесь есть все для творческой самореализации. И мне очень нравится, что я могу быть не только студенткой, но еще и активисткой.

- Расскажи, как у тебя появился Шерлок и как ты научилась с ним обращаться.

- Шерлока я ждала около 2 лет. При поступлении в университет я параллельно подала заявку в учебно-кинологический центр «Собаки - помощники инвалидов». Начиная обучение в ДГТУ, думала порой о том, как мне предстоит быть с ним вместе. И в феврале этого года мне позвонила мой куратор из кинологического центра и сказала: «Есть коричневый мальчик. Он, правда, крупный, но мы вас ждем, вы совпадаете как пара». Мне не сказали, как его зовут, но благодаря социальным сетям центра я узнала, что возможно это будет Шерлок, и  угадала.  В марте я поехала в центр, он находится в Подмосковье, и начала обучение. Первая встреча была очень интересной, эмоциональной. Шерлок меня очень радостно встретил, и это были невероятные эмоции, когда ты понимаешь, что твоя жизнь разделяется на то, когда ты всегда один, а тут в твоей жизни появляется еще одна часть тебя, которая вместе с тобой всегда, и это очень классно. Мы вместе проходили обучение две недели с тренером, которая мне объясняла азы поводырской работы, азы общего курса дрессировки. Прослушав курс лекций в учебно-кинологическом центре, пройдя основы общего курса, научившись правильно работать на маршрутах, сдав все экзамены, я вернулась вместе с Шерлоком в Ростов-на-Дону.

- Ты ходишь на пары и живешь с ним в общежитии? 

- Да, и это первый случай в России, когда кто-то живет с собакой-поводырем в студенческом общежитии. На самом деле было очень трудно, потому что были сложности с тем, как проживать нам вместе и как взаимодействовать с университетом, но все эти вопросы решились. Студенты в первое время, конечно, очень эмоционально реагировали на нас, именно положительно, что было очень для меня приятно. В группе моей Шерлока очень любят, считают полноценным членом нашего студенческого коллектива. Мы вместе ходим на пары: он во время лекций или практических занятий находится всегда под столом и спит, ждет того момента, когда нужно будет или перейти в другую аудиторию, или уже идти домой. А в студенческом общежитии мы живем в комнате с соседкой вдвоем, и он всегда с нами находится. Дома это уже обычная собака со своими желаниями, со своими играми. Он активно взаимодействует с нами. Есть ребята из студенческого общежития, которым нравится с ним общаться, они привыкли к тому, что есть собака-поводырь в студенческом общежитии. То есть все классно! Нет такого, чтобы где-то мы с Шерлоком сталкивались с какими-нибудь ограничениями в университете, я понимаю, что нам ничто не препятствует.

- Как преподаватели реагируют на тебя с Шерлоком?

- Преподаватели по-разному реагируют. Есть те, кто при встрече с Шерлоком хочет его погладить, поговорить с ним. Это на самом деле очень приятно, что его так принимают.  Есть преподаватели, которые нейтрально относятся: то есть они знают, что есть собака-поводырь, и его не трогают. Если там какие-то проявления с его стороны... ну, он вдруг начал громко храпеть или случайно загавкал, услышав что-то за дверью, они могут отреагировать, но контакт у них с ним минимальный. То есть принятие тоже есть. Я за это время узнала, что у нас, оказывается, в университете много собачников. Даже были моменты, когда на выгуле с Шерлоком мы встречали преподавателей из нашего вуза. Они очень положительно реагировали на Шерлока, даже было время, когда мы гуляли с собачниками-преподавателями. Вот так иногда заводишь новые знакомства.

- Какие возможности созданы в вузе для того, чтобы тебе было комфортно учиться?

- В нашем университете пока только зарождается полная инклюзивная культура, доступность для ребят с инвалидностью и ОВЗ. Но для меня как владелицы собаки-поводыря созданы все возможные условия и в плане проживания, и в плане информированности студентов и преподавателей о том,  как правильно держаться с Шерлоком - что нельзя просто так с ним взаимодействовать, как вздумается. Инклюзивный отдел поддерживает нас, помогает. Очень большая поддержка в инклюзивном развитии и в моей работе с собакой-поводырем была от профсоюзной организации обучающихся ДГТУ. Они тоже многое сделали для моего комфортного обучения в ДГТУ.

- Расскажи про свой проект «Пес – мои глаза». Почему ты решила его создать и какая у него цель?

- Началось немного спонтанно. В прошлом году в нашем университете Аня Яковенко, студентка факультета «Психология, педагогика и дефектология», создала творческий центр «Без границ», в котором ребята с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья моглитворчески реализоваться. Я была в составе команды. Все знали с первого курса о том, что в моей жизни когда-то появится собака-поводырь, и появилась такая потребность, чтобы начать рассказывать студентам о собаках-поводырях, просвещать их в вопросах инклюзивной культуры. Мы начали подавать проект на конкурс Росмолодежи «Твой ход» еще до появления Шерлока. И так совпало, что, когда проходили первые этапы подачи паспорта проекта, у меня появился Шерлок. Сейчас я читаю лекции, рассказываю ребятам о работе поводыря, а в практической части показываю то, что умеют поводыри и как помочь слепому с таким хвостатым помощником. И студентам это нравится. Я вижу положительный отклик, иногда слышу в студенческих коридорах, в университетских корпусах о том, что вот это собака-поводырь, кто-то кому-то объясняет, что нельзя просто так подойти и погладить. Или общаются уже через прикосновение, когда хотят мне что-то сказать, и это очень важно, очень приятно, когда ты реализуешь проект, который действительно важен для людей, который действительно поможет и нынешним, и будущим владельцам собак-поводырей, и самим людям, которые хотят оказать помощь, но не знают, как это правильно сделать. Основная задача нашего проекта – рассказать, показать на примерах, что люди с ограниченными возможностями, с инвалидностью - полноценные члены общества. Они не всегда могут обратиться за помощью, и не нужно бояться с ними взаимодействовать.

- Как ребята в общежитии относятся к Шерлоку и как помогают тебе ухаживать за Шерлоком в быту?

- В первые дни, когда мы вернулись из Подмосковья, я переехала в общежитие, в котором сейчас проживаю. У Шерлока появился друг, с которым он очень ярко общается, им нравилось друг с другом играть.  Было неожиданно и приятно, когда ко мне подошел молодой человек и спросил: «Можно пообщаться с вашей собакой?» И Шерлоку нравится, и ему нравится. Вот такие теплые взаимодействия между ними. Как помогают мне студенты с собакой?  Уборка, какие-то гигиенические процедуры, кормление, выгул всегда лежат на мне, потому что пара «слепой и собака-проводник» всегда должна вместе работать. Другие, третьи лица, в этот процесс не вмешиваются.  Если Шерлок, скажем, что-то подбирает, мне могут подсказать. Но только так. Насыпать корм в миску и давать Шерлоку еду могу только я.  Те же самые лакомства. Есть желающие, которые хотят его угостить.  Но я говорю: «Сначала покажите, что хотите дать моему псу».  Потом через свои руки я ему это даю. Но студенты очень помогают, когда, например, захожу в общежитие или в учебный корпус, открывают дверь. Какое-то время я замечала, что это делают парни, сейчас включились и девушки, потому что это не очень удобно: в левой руке собака, в правой руке трость. Охрана иногда помогает на входе. Так что университет очень открыт, и я рада тому, что учусь в ДГТУ, и у нас такие отзывчивые студенты и преподаватели.


#SLIDER#

Другие статьи

Студенты ДГТУ разрабатывают цифровую реплику планеты Земля для нового формата социализации, интеграции бизнеса и виртуальных путешествий

Студенты ДГТУ разрабатывают цифровую реплику планеты Земля для нового формата социализации, интеграции бизнеса и виртуальных путешествий

Академик Лачуга: мы прикладываем усилия для того, чтобы получить высокие показатели эффективности как в растениеводстве, так и в животноводстве

Академик Лачуга: мы прикладываем усилия для того, чтобы получить высокие показатели эффективности как в растениеводстве, так и в животноводстве

Студенты ДГТУ разрабатывают цифровую реплику планеты Земля для нового формата социализации, интеграции бизнеса и виртуальных путешествий

Студенты ДГТУ разрабатывают цифровую реплику планеты Земля для нового формата социализации, интеграции бизнеса и виртуальных путешествий

Академик Лачуга: мы прикладываем усилия для того, чтобы получить высокие показатели эффективности как в растениеводстве, так и в животноводстве

Академик Лачуга: мы прикладываем усилия для того, чтобы получить высокие показатели эффективности как в растениеводстве, так и в животноводстве