Мероприятие открыла руководитель проекта Мария Коструб, рассказавшая о концепции своего исследования, которое легло в основу тренинга. В своем приветственном слове она сообщила, чем участникам предстоит заниматься, а также представила экспертов в области психологии, педагогики, медиа и коммуникации, которые разработали программу мероприятия.
Когда я на личном опыте поняла, как работает медиапространство «с обратной стороны», мне стало ясно, что этого знания не хватает современной молодежи. Работая преподавателем, я вижу, как сложно обучающимся верифицировать информацию, поэтому решила внести свой вклад в развитие информационной грамотности в родном городе.
Программа мероприятия включала лекции, интерактивные мастер-классы и практические задания. Тренинг начался с разминки в формате мозгового штурма – участники формировали ассоциации к фразе «Критическое мышление» и отвечали на вопрос: «Зачем мне критически мыслить?» Эта идея стала центральной в приветственной речи Дениса Дубовера, исполняющего обязанности декана факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» ДГТУ.
Критическое мышление — это не просто способ восприятия, но и действия. Критиковать все вокруг — не значит мыслить критически. Это умение необходимо, чтобы выстраивать свою траекторию развития. Все начинается с вопросов: зачем мне это? как это касается меня? что я могу из этого извлечь?
Лекция профессора кафедры «Общая и консультативная психология» ДГТУ Татьяны Щербаковой раскрыла темы критического мышления, когнитивных искажений и критериев достоверности информации. Практические занятия, такие как мозговой штурм «Гвоздь», упражнение «Правда/ложь» и интерактив по распознаванию фейков, помогли участникам закрепить знания на практике.
Мы живем не только в реальном мире, но и в цифровой реальности, что накладывает свои особенности на наши личности, когнитивные процессы и эмоции. Это важно понимать. Мы формируем цифровой мир, а он, в свою очередь, формирует нас. Нужно уметь оценивать плюсы и минусы этого взаимодействия.
Заключительным блоком стала лекция «В поисках правды: как создать и распознать фейк?» от методиста платформы Lerna (Skillbox Holding) Анастасии Пенязь. Участники изучали привлекательность и виральность или вирусность фейков, ключевые маркеры некачественной информации в медиа, а затем разработали собственные фейковые новости. Лучшие идеи получили ценные призы.
Сегодня каждый участник попробовал себя в роли аналитика: сначала изучил тему фейков, а затем создал свой собственный. Такой теоретико-практический подход позволил наиболее эффективно отработать навыки критического анализа, в чем и заключалась ключевая идея проекта. Считаю, что нам все удалось!
Аркадий Кузнецов, управление информационной политики
isdstu@mail.ru