Популярные запросы:

Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое
Сайт ДГТУ
Ученые ДГТУ нашли способ оптимизации работы климатических систем в транспортных средствах
Наука

Ученые ДГТУ нашли способ оптимизации работы климатических систем в транспортных средствах

Исследователи Донского государственного технического университета разработали математическую модель, позволяющую оптимизировать работу климатических систем в салоне транспорта. Разработка направлена на повышение энергоэффективности и сокращение выбросов загрязняющих веществ транспорта с учетом поддержания параметров теплового комфорта и максимально допустимых концентраций углекислого газа. Также разработанная модель может имитировать поступление и распространение вредных веществ в салоне транспортного средства.

Результаты проведенных исследований могут быть использованы при разработке современных энергоэффективных и безопасных систем обеспечения комфортных климатических условий для водителей и пассажиров различных видов транспорта, включая сельхозтехнику.

Созданная математическая модель позволяет рассчитывать параметры связанных гидродинамических полей (температура, скорость, влажность, концентрация кислорода и углекислого газа в пространстве) внутри салонов транспортных средств. Предложенное учеными решение на примере исследуемой кабины локомотива позволяет снизить потребление электроэнергии для летнего режима с 3,1 кВт до 0,6 кВт, а в зимнем режиме с 11,6 кВт до 3,9 кВт и сэкономить до 1,5 л/час топлива.

Панфилов Иван Александрович.jpg

В легковых автомобилях, например, водитель может принудительно блокировать поступление внешнего притока воздуха в салон автомобиля для предотвращения попадания неприятных запахов снаружи – так работает режим полной рециркуляции. В современных транспортных средствах, особенно в электромобилях, режим рециркуляции работает в полном или частичном режиме уже автоматически (не уведомляя водителя и пассажиров) с целью уменьшения энергопотребления климатической установки и сокращения времени охлаждения или нагрева салона. Но обратный побочный эффект – повышение влажности и концентрации углекислого газа, что необходимо обязательно контролировать.

Иван Панфиловруководитель проекта, и. о. заведующего кафедрой «Теоретическая и прикладная механика» ДГТУ

Задача была решена учеными в нестационарной постановке для расчетного сценария лета и зимы на примере кабины магистрального локомотива с двумя машинистами с учетом их дыхания. Исследователями было определено время стабилизации полей, построены графики для различных моментов времени, проведен сравнительный анализ равномерности полей по высоте кабины при различном расположении дефлекторов, а также найдены оптимальные конфигурации. Кроме того, в результате работы исследователей получены значения энергоэффективности функционирования климатической системы в режимах рециркуляции, дана качественная оценка направлений обдува водителя при различных режимах циркуляции и рециркуляции, с точки зрения концентрации углекислого газа в дыхательных путях.

В качестве дальнейших исследований ученые планируют добавить к математической модели уравнения, отражающие фазовые переходы водяного пара, для более точного моделирования при относительной влажности 100%, а также рассмотреть выпадение и испарение конденсата в явном виде.

Ранее ученые ДГТУ разработали математическую модель, которая позволила прогнозировать распространение большинства вирусов для уменьшения риска инфицирования в открытых пространствах и помещениях.

С полным текстом исследования Improving the Fuel Economy and Energy Efficiency of Train Cab Climate Systems, Considering Air Recirculation Modes можно ознакомиться по ссылке.

Другие новости

Журнал ДГТУ Advanced Engineering Research теперь индексируется в базе Scopus

Журнал ДГТУ Advanced Engineering Research теперь индексируется в базе Scopus

Исследование ДГТУ поможет снизить риски заболеваний бройлерных цыплят

Исследование ДГТУ поможет снизить риски заболеваний бройлерных цыплят

Ученые ДГТУ лидируют в разработках инновационных кормов для аквакультуры

Ученые ДГТУ лидируют в разработках инновационных кормов для аквакультуры

В ДГТУ прошел международный форум «Победный май 1945 года!»

В ДГТУ прошел международный форум «Победный май 1945 года!»

Проект ДГТУ вошел в число лучших в России и получил 5 миллионов рублей от Минобрнауки РФ

Проект ДГТУ вошел в число лучших в России и получил 5 миллионов рублей от Минобрнауки РФ

Журнал ДГТУ Advanced Engineering Research теперь индексируется в базе Scopus

Журнал ДГТУ Advanced Engineering Research теперь индексируется в базе Scopus

Исследование ДГТУ поможет снизить риски заболеваний бройлерных цыплят

Исследование ДГТУ поможет снизить риски заболеваний бройлерных цыплят

Ученые ДГТУ лидируют в разработках инновационных кормов для аквакультуры

Ученые ДГТУ лидируют в разработках инновационных кормов для аквакультуры