Участники секции рассмотрели вопросы, связанные с укреплением технологического суверенитета государства, выделив два основных направления: развитие и внедрение инновационных технологий, а также подготовку инженерных кадров, без которых суверенитет невозможен.
Исходя из этой позиции мы сформировали ряд докладов, которые были прочитаны и обсуждены на заседании секции. Доклады связаны с развитием научных исследований в области технологии машиностроения, станкоинструментального обеспечения машиностроительных производств, сварочного производства, металлургии и в других сферах, которые отражают наше научное направление, то, где и как мы, в составе ДГТУ, видим свою роль и место в большом процессе укрепления технологического суверенитета страны. Наша кафедра «Металлорежущие станки и инструменты» готовит специалистов по станкоинструментальному обеспечению машиностроительных производств и тем самым вносит вклад в решение одной из стратегических задач, стоящих перед государством.
На заседании секции были прочитаны и обсуждены доклады:
-
«Проектирование технологии обработки деталей в гранулированных средах в условиях цифрового производства»;
-
«Исследование динамики движения среды при вибрационной обработке деталей»;
-
«Особенности применения многокоординатных шлифовальных станков с ЧПУ для повышения точности обработки деталей газотурбинных двигателей»;
-
«Проектирование технологии вибрационной обработки деталей радиоэлектронной аппаратуры»;
-
«Совмещенные процессы электроразрядно-импульсной обработки материалов»;
-
«Вибрационная механо-химическая очистка деталей от эксплуатационных загрязнений авторемонтных производств»;
-
«Моделирование работоспособности электромеханических датчиков в условиях вибрационного воздействия»;
-
«Новые сверхтвёрдые пластины из режущей керамики для оснащения инструмента, и их применение»;
-
«Новые сверхтвёрдые пластины из режущей керамики для оснащения инструмента, и их применение»;
-
«Методологические аспекты подготовки инженерных кадров двойной квалификации для машиностроения». В этом докладе речь идет о подготовке инженерно-технических работников конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств.
На этом пути есть и ряд проблем. Во-первых, участники заседания секции говорили о необходимости еще больше повысить престижность этих специальностей. Хотя в настоящее время, например, сварщики по уровню востребованности работодателями находятся на втором месте после специалистов в области IT-технологий, с соответствующим достойным уровнем оплаты труда.
В качестве методологических основ предложено рассматривать междисциплинарный, компетентностный и культурологический подходы.
Стержневые (универсальные и общепрофессиональные) компетенции формируются в традиционном формате на этапе базового высшего образования (бакалавриат).
Формирование же исключительных (профессиональных) компетенций, набор и содержание которых определяется экспертным сообществом, предлагается проводить в формате «инженерного инкубатора» (по аналогии с «бизнес-инкубатором») на основе базового образования технологической направленности.
По сути, рассматривается укрупненное содержание для специалистов двойной квалификации: технолог-экономист, технолог-специалист по управлению качеством, специалист по технологической информатике.
Хочу отметить, что через инновационные технологии мы как раз и осуществляем подготовку высоковалифицированных специалистов. Так сложилось, что мы на другом уровне развития науки и техники входим в новую волну индустриализации, точно так же направленной на достижение технологического суверенитета государства.
Игорь Голота, управление информационной политики
isdstu@mail.ru