Многие слышали про эндаумент-фонды университетов, знают о том, что такие фонды предназначены для повышения устойчивости развития высших учебных заведений. Но вряд ли все четко осознают, как эти фонды способны влиять на жизнь каждого из нас.
Эндаумент-фонды университетов призваны материализовать репутацию вуза и вывести возможности университета на качественно новый уровень. Всё начинается с действия.
Вот каким должно быть действие, рождающее новый импульс развития университета.
Когда мы думаем про эндаумент, то в первую очередь отвечаем на вопрос о том, что мы хотим взять с собой в завтра, о том, что мы хотим оставить после себя, о том, без чего мы не представляем себе университет, город, регион, страну. Фонд является одним из важных финансовых инструментов непрерывного, поступательного развития.
В 2010 году при поддержке банка «Центр-инвест» Донской государственный технический университет учредил эндаумент-фонд «Развитие ДГТУ».
В 2024 году в нашем фонде сформировано три целевых капитала при активном участии партнеров университета: Банка ВТБ и СберБанка.
Сейчас общий объем целевого капитала в управлении эндаумент-фонда ДГТУ составляет порядка 30 млн рублей. Вместе с тем, нельзя не признать, что пока что это совсем незначительная сумма, особенно если посмотреть на масштаб и потребности для решения стратегических задач, которые стоят перед университетом, поскольку ДГТУ – крупнейший по численности вуз России (47 тысяч обучающихся по всем формам обучения).
Фонд является опоясывающей системой взаимодействия вуза с внешними пользователями университетских продуктов и смыслов. Это и родители студентов, и выпускники, и люди «серебряного» возраста, и волонтеры, и спортсмены, и эксперты, занимающиеся наукой, культурой, спортом, искусством.
Пока мы только начали превращать наш эндаумент-фонд в эффективный источник развития университета, который может гибко взаимодействовать со всеми интересантами ДГТУ.
По сути, фонд призван сначала аккумулировать общественно значимую репутацию университета, затем подкрепить ее финансовой составляющей. Эти деньги принесут новый доход. И тогда начинает срабатывать мультипликативный эффект, открывающий простор для качественно новых возможностей развития в широком смысле. Ярче репутация – больше средств – качественнее развитие... Новое развитие благотворным образом ощутят на себе не только работники вуза и обучающиеся, но и экономика региона, его жители в целом.
Это и есть ответ на вопрос о значимости университетского эндаумент-фонда. Он нужен явно не для того, чтобы просто собрать побольше денег, не для того, чтобы залатать дыры в бюджете. Необходимо ответить на главный вопрос – что такого ценного есть в нашем сегодня, что точно должно жить завтра?!
Игорь Голота, управление информационной политики
isdstu@mail.ru