Мероприятие организовано ДГТУ при участии Российской академии образования, Ассоциации по развитию науки, техники и образования (Сербия), Университета Конкордия (Канада) и других организаций. Конференция проходит как в очном, так и в дистанционном формате, что позволяет расширить круг зарубежных участников. В состав программного комитета научно-практической конференции вошли ректор ДГТУ Бесарион Месхи, профессор Лазар Стошич из Белграда, доктор психологических наук Евгений Бороховский из Монреаля и другие ученые. Их научные интересы направлены на выявление особенностей образования в условиях современного общества. Его называют транзитивным – находящимся на стыке времен, когда все бурлит и быстро изменяется.
В своем приветствии к участникам конференции профессор факультета информатики и компьютерных наук Университета Никола Тесла Лазар Стошич сказал, что ввиду масштабных изменений важно обсудить подходы и методы, используемые в процессе образования нового поколения: «Мы живем в то время, когда образование претерпевает резкие изменения в технологическом и психологическом плане. Наша миссия – определить и проанализировать эти вызовы, чтобы создать среду для сохранения индивидуальности каждого и внести вклад в долгосрочный прогресс и стабильность».
Это уже восьмая конференция, на которой мы ежегодно собираемся, чтобы обменяться опытом и оценить те инновации в образовании, которые становятся новыми трендами. Конференция ориентирована прежде всего на вузовских преподавателей, студентов, магистров и аспирантов. Причем не только отечественных, но и иностранных – в ней активно участвуют китайские и сербские гости. Молодым коллегам важно не только узнать, какие направления психологии сейчас наиболее актуальны, но и в каком из них они будут наиболее успешны. Знания в университете должны приобрести для студентов личностный смысл. На конференции психологи и педагоги ищут образовательные траектории, которые позволяют профессиональные знания вывести на уровень личной пристрастности.
На пленарном заседании конференции было отмечено, что одной из наиболее серьезных задач, стоящих перед российскими техническими университетами, является модернизация инженерного образования. Сегодня Россия ориентируется на технологический суверенитет, при котором необходимо рассчитывать прежде всего на свои интеллектуальные ресурсы. В ДГТУ этим научным направлением руководит ректор Бесарион Месхи. При подготовке инженерных специалистов опорный вуз проводит апробацию инновационных моделей интегрированного обучения. Сегодня востребованы междисциплинарные компетенции, которые дают только новые образовательные практики. В то же время образование консервативно по своей сути, поэтому при реализации современных учебных программ не все получается сразу, они требуют доработки.
В своем выступлении руководитель ЮНЦ РАО, первый вице-президент РПО Павел Ермаков отметил, что в условиях новых геополитических рисков необходимо акцентировать внимание на создании единого образовательного пространства, включая новые территории. Потребность в психологической помощи является актуальной для участников образовательного пространства.
Вместе с нашими студентами мы представляем доклад об особенностях мотивации и стратегии избегания неудач у людей, переживших локальный боевой конфликт. Были опрошены наши студенты – это очень важно, в том числе для оказания им максимально эффективной психологической помощи. Это уникальные показатели, которые были только что получены – информация, которой мы готовы делиться с мировой научной общественностью. Кроме того, хотелось разобраться, что мы можем сделать как психологи, работая с такими людьми. Исследований населения после локальных военных конфликтов немного, в основном они касались пожилых людей. Сейчас мы начали прицельно исследовать студентов, чтобы помочь им как можно лучше учиться.
Конференция продлится 28 и 29 октября работой в секциях. Среди тем, которые на них будут рассматриваться, можно выделить технологии смысловых инициаций в практике учебного процесса, диверсификацию непрерывного образования, актуальные проблемы инженерной педагогики, гендерную идентичность, гибридные формы образовании, искусственный интеллект и другие.
Аркадий Кузнецов, управление информационной политики
isdstu@mail.ru